Хогвартс-новая история...

Гарри Поттер: ангелы и бесы. Кто ты в душе? Новый Хогвартс.

Объявление


Что сейчас происходит в игре:

Прошу всех кто только что зарегистрировался перейти на новый форум. С этими же персонажами. Просто эта рола перезжает. Вот новй сайт. http://angel2007.mybb.ru/



Важное

Здесь будут вывешиватся все свежие новости школы."Важно особенно для новеньких"
Маг.Show Маг.Play "Congratulate" Маг.Speak "\Spd=150\\Rst\Привет." Маг.Play "Surprised" Маг.Speak "\Spd=150\\Rst\Пока." Маг.Play "Wave"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Волшебные существа.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Домовые:

В славянской мифологии домовой - это дух, проживающий в каждом доме. По слухам, домовые живут летом в конюшнях, а зимой – у печки. В первом случае, если им нравится лошадь, они заботятся о ней. Выявить это можно по наличию корма или заплетенной гриве, хвосте. Коли с утра пораньше обнаружили не ровную косу, а нечто экстраординарное – на расстраивайтесь, мало ли какие у домового есть таланты. Если «духу» не пришелся по вкусу ваш верный друг – значит, у кого-то из них дурной нрав: или домового, или у самой лошадки. Что касается лошадей магического происхождения, то их взаимоотношения стоит изучить отдельно.
Домового часто связывают со «скотьим» богом – Велесом. Это вызвано тем, что верование о домовых появились после исчезновения культа этого божество. Возможно, в стародавние времена люди побаивались хранителей дома, отождествляя их с богами.
Домовой, поладивший с хозяевами дома, будет предупреждать их об опасности, охранять дом от мелких паразитов, наводить порядок. В противном случае, он охотно учиняет беспорядок, словно полтергейст. Таких домовых называют «некошнами». Если возникли мелкие разногласия, то задобрить домового можно вкусной кашей. А если вы собрались переезжать – не забудьте одарить его хлебом с солью.
«Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога, или под порогом.»
В любом случае, не стоит помещать козла напротив зеркала, да у порога – если не домовой, так сам же козел все и разворотит.

Изображают домового обычно как седовласого старичка с бородкой и большой головой, реже – как человечка с лицом хозяина дома.

Домового иначе называют: доброжилом, доброхотом, кормильцем, суседком, батанушком.
Ближайшие родственники – овинники, брауни.

2

Хоббиты:

В истории говорится, что когда яркий свет Солнца залил этот Мир пробудилась раса Людей. Примерно в то же время пробудилась на Востоке и раса "Половинчиков", которые, вроде бы, были дальними родичами людей, но они были еще меньше, чем Гномы, и продолжительность их жизни составляла около ста лет. Ничего не известно о расе Хоббитов вплоть до 1050 года Третьей Эпохи, когда впервые появились сведения о том, что в северной Долине Андуина между Мглистыми Горами и Зеленолесьем вместе с Северянами проживает еще какой-то странный народец. В том веке в Зеленолесье поселилось зло, и место это стали называть Лихолесьем. Возможно именно это послужило причиной тому, что Хоббиты были вынуждены уйти из Долины Великой Реки. В последующие столетия Хоббиты мигрировали на запад, через Мглистые Горы, в Эриадор, где они встретили Людей и Эльфов, и нашли плодородные земли. Все Хоббиты, и мужчины и женщины, обладали некоторыми особенностями. Ростом они все были от четырех до шести футов, у них были длинные пальцы и радостное выражение лица. Волосы у них были, приемущественно коричневые и кудрявые. Ступни ног их были несоразмерно велики, и обуви они не насили. Хоббиты были скромным и консервативным народом и обо всем судили в соответствии со своей тихой деревенской жизнью. Все необычное Хоббиты отвергали с порога, приключения и тому подобные вещи не одобрялись и считались неблагоразумными. Пределом в этом отношении для Хоббитов было облачение в яркое платье и шестикратный прием пищи. Единственной их странностью было искусство курить трубку, которое они считали своим вкладом в мировую культуру. Говорится, что было три рода Хоббитов: Харфуты (the Harfoots), Фоллохайды (the Fallohides), и Стурсы (the Stoors). Род Харфутов был самым многочисленным и его представители были самыми низкорослыми. Волосы и кожа у них были орехового цвета. Они любили холмистую местность и часто общались с Гномами. Харфуты первыми дерзнули пересечь Мглистые Горы и вступить в Эриадор. Примерно век спустя, в 1150 году Третьей Эпохи, их примеру последовали и Фоллохайды. Они пришли в Эриадор через земли Раздола. Фоллохайды были самым малочисленным коленом. Они были более высокого роста, менее внушительной комплекции, и более склонны ко всякого рода приключениям. Волосы их и кожа были светлыми, и они предпочитали лесистые земли и компанию Эльфов. Земледелию они предпочитали охоту, и в них гораздо больше, чем в других Хоббитах проявлялась склонность к лидерству. Стурсы же вступили в земли Эриадора последними. Это колено было самым мужеподобным. Стурсы были гораздо больших размеров, чем их родственники, и, что самое удивительное, у некоторых из них даже отрастали бороды. Раньше, в Долине Андуина, Стурсы жили южнее своих собратьев. Теперь же, в Эриадоре, они выбрали для себя плоскую местность. Стурсы были хорошими плавцами, увлекались искусством гребли и любили рыбачить. Из всех Хоббитов Стурсы были единственными, носившими обувь. В летописях сказано, что мигрировать на запад Стурсы начали лишь после 1300 года, причем мелкие поселения Стурсов оставались в Долине Великой Реки в течение еще двенадцати веков. Большая часть Хоббитов Эриадора продвинулась к Людским землям неподалеку от города Бри (Bree). В 1601 году большинство Хоббитов из города Бри вновь мигрировали на запад, за реку Брендивин (Брендидиум). Там они основали Графство (the Shire), это место позже стали считать родиной Хоббитов. Свое летоисчисление Хоббиты ведут от этой даты. От природы Хоббиты были очень миролюбивы, и им посчастливилось открыть земли, которые были и мирными и плодородными. Не считая Великой Чумы 1636 года, от которой пострадали все народы Эриадора, жизнь Хоббитов была мирной и спокойной вплоть до 2747 года, когда в Графстве произошла первая вооруженная стычка. Это был небольшой набег Орков, который Хоббиты, весьма преувеличенно, назвали Битвой на Зеленых Полях. Первым знаменитым всему миру Хоббитом стал Бильбо Бэггинс из Хоббитании, которого уговорили сыграть самую важную роль в Путешествии в Эрибор волшебник Гэндальф и Законный Король Гномов Торин Оукеншильд. Об этом приключении рассказано в первой части Красной Книги.
Теперь Хоббитов осталось совсем мало, но в течение многих веков Четвертой Эпохи они были самым уважаемым и благополучным народом Средиземья, причиной чему, послужили, конечно, великие дела их соотечественников.

3

Энты:

Во время Войны за Кольцо странные древесные гиганты пришли на битву с Орками и Людьми Изенгарда. Полу-люди, полу-деревья, Энты (в некоторых переводах властелина их называют Онтами) были огромного роста (14 футов), а самые стаые Энты жили в Средиземье в течение девяти Эпох.
Королем Энтов был Фангорн, которого в простонаодье называли Древобородом. Он был еще огромнее, чем другие Энты, и он был самый древний из них. На дуб или бук был похож его ствол, покрытый грубой корой, его руки-ветви были гладкими, и на руках у него было по семь пальцев.
Голова Древоборода (а шеи у него почти не было) была такая же высокая и толстая как его ствол. Его карие глаза были большие и очень мудрые, и иногда казалось, что они вспыхивают зеленым цветом. Его растрепанная серая борода напоминала сноп соломы и веток. Он был сделан, как и простые деревья, из обычных древесных волокон, но он отнюдь не был неуклюжим. Ходил он на своих негнущихся ногах очень быстро, при этом его ступни при каждом шаге как-будто пускали в землю корни. Эльфийские легенды говоят, что когда Варда зажгла Звезды и пробудились Эльфы, вместе с ними побудились и Энты в Великих Лесах. Они пришли из дум Йаваны, Королевы Земли, и были пастухами ее деревьев. Они оказались хорошими пастухами и стражами. Гнев их был страшен настолько, что они могли крошить камни и сталь своими руками. Естественно, из-за этого их очень страшились, но Энты были не только сильны, но еще и очень добры и мудры. Они любили деревья и Эльфов и охраняли их от зла. Им доставляло удовольствие изучать разные языки, даже щебетание Людей. Но самым дорогим для них языком был тот, что он придумали сами, и который кроме самих Энтов никто так и не смог постичь. Речь лилась неторопливо из их древесных ртов и была похожа на бесконечный шум волн накатывающихся на неизвестные берега. Время для Энтов текло очень медленно и большую его часть они размышляли, и затем выражали свои думы словами, так же невозмутимо и спокойно, как следуют один за другим сезоны в году. Иногда все Энты собирались вместе и устраивали Собрания, но большую часть жизни они проводили в одиночестве, каждый Энт жил в своем Доме среди огромного леса. Часто таким Домом становилась каменная пещера, изобилующая родниковой водой и окруженная прекрасными деревьями. В таких местах Энты завтракали и обедали, причем твердую пищу Энты не ели, а питались лишь жидкостью, которую хранили в огомных каменных кувшинах. Напиток Энтов светился зеленым или золотым цветом. В своих же Домах Энты отдыхали, находя приятным стоять в кристальной прохладе, исходящей от водопада, целую ночь. Так вот проживали Энты свои, почти бесконечные, жизни, и многие расы поцветали и приходили в упадок, ничуть не тревожа этим величия Энтов.
Несмотря на то, что жизнь Энтов почти бесконечно долгая, они стали вымирающей расой. Их число и так никогда не было велико, многие погибли от мечей и огня, а замена стареющим Энтам не подрастала. К тому же обширные леса Эриадора, где раньше странствовали многие Энты, были сожжены до тла или вырублены, так что Энты теперь оставались только в Старом Лесу, граничащим с Графством, и в лесу Древоборода. После Войны за Кольцо Энты сново зажили мирно в своем лесу, но их число продолжало сокращаться и считается, что Четвертая Эпоха стала для Энтов последней.

4

Эльфы:

Эльфы - (альвы в германской мифологии) - родственники гмуров (гномов), но они не выносят подземелий, потому им было трудно прятаться от людей. Не любили они воевать, потому не сопротивлялись, а только бежали от людского племени. Альвы - мудрецы и волшебники, но владеют лишь добрым волшебством, не могут причинить зла.
Некоторые альвины приходили к людям и сделали много добра. Они учили волхвов волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. И кое-чего добились. Но ныне альвов почти не осталось, ибо на них первых был направлен гнев властителей, служащих силам тьмы.
Одним из последних пристанищ альвов-эльфов была Эвлисия -Блаженная Лебединая страна близ Алатырской горы, но потом они ушли и отсюда. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь альвов никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся.
Об их облике мало что известно, кроме того, что они маленького роста и предвещают беду. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости. В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелки, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики. На немецком кошмар называется «Аlр»; этимологи возводят это слово к эльфу, ибо в средние века было распространено поверье, что эльфы давят на грудь спящих и внушают им дурные сны. автор энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
О происхождении эльфов рассказывается различно. В «Эдде» оно тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альфы - белые, светлые, добрые эльфы, и дверги - мрачные и угрюмые, хитрые карлики.
Боги, как говорится в «Эдде», восседая на своих престолах, держали совет и рассуждали о том, как карлики впервые зародились в пыли, под землей, подобно червям, которые заводятся в мясе, ибо карлики вначале были созданы в мясе Имира и были в нем червями; но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей.
Вот единственное предание о происхождении жителей невидимого мира, догиедгнее до нас в своей древней форме. Все остальные предания явно изменены под влиянием христианства. Самым интересным из них является исландское, которое мы и приводим ниже.
«Ева, обмывая однажды детей у источника, была внезапно позвана Богом. Она очень испугалась и спрятала в стороне тех из своих детей, которые еще не были вымыты. Бог спросил ее:
— Все ли дети твои здесь?
— Все, — отвечала смущенная Ева. Тогда Бог сказал ей:
— Скрытое от меня и от людей будет скрыто.
Спрятанные в стороне дети были тотчас же отделены Богом от ос-тальных и стали мгновенно невидимы. Прежде начала потопа Бог за-гнал их в пещеру и завалил вход в нее камнем. От них-то и после потопа произошли эльфы и все сверхъестественные существа». Даже у кельтов предание о происхождении эльфов не сохранилось уже в своей древней форме: шотландцы и ирландцы производят своих фей и эльфов от тех ангелов, которые некогда соблазнены были дьяволом и за то вместе с ним низвергнуты с неба. Валлийцы и бретонцы производят своих фей еще более странно: первые - от языческих жриц, будто бы осужденных Богом вечно скитаться на земле; вторые полагают родоначальницами своих фей тех принцесс-язычниц, которые не захотели принять слова Божия от христианских проповедников.
Согласна с «Эддою», многие народные предания также делят эльфов на светлых и мрачных, приписывая первым всевозможные добрые качества и красоту, а последних представляя в виде злых, безобразных и угрюмых карликов. Те и другие разделяются в понятии народа по своему названию, по образу жизни и по выбору занятий. Первых обыкновенно называют общим собирательным именем добрых людей и мирных соседей, тихим народом и жителями холмов. За вторым разрядом почти всюду сохранилось древнее название карликов (dwergar, zwerge) и трольдов.
Народ представляет себе житье их чрезвычайно привольным: в нем все время делится постоянно между любимыми занятиями и самым шумным, необузданным весельем. Все они живут либо отдельными большими семьями в холмах, либо целыми народами в особых подземных государствах. Государства эти обыкновенно состоят из огромных волшебных садов, по которым текут прозрачные ручейки в золотых и серебряных берегах, где круглый год красуются цветы, поют райские птицы, где вместо солнца, месяца и звезд ярко горят самоцветиые камни, где в воздухе вечно носятся звуки дивно прекрасной, неземной музыки... Кто бывал в их холмах - а это в старину, по рассказам стариков, бы-ло вовсе не редкостью, - тот надивиться, налюбоваться не мог тем блеском и великолепием, которые там видел: везде золото, серебро, парчи да бархаты и такое множество свеч, что в холме, как днем, светло.
Вообще жить в довольстве эльфам нетрудно, потому что денег у них куры не клюют. В Дании многие поселяне рассказывают, что не раз случалось им видеть издали, как эльфы, готовясь к какому-нибудь празднику, поднимали верхушки своих холмов на красные столбы и суетливо передвигали с места на место сундуки, полные денег, хлопали их крышками или звонко пересыпали червонцы из мешка в мешок.
Если вы спросите шотландца, где живут эльфы, он укажет вам на холмы и расскажет, притом подробно, что и окна, и двери, и трубы есть у их подземных жилищ, как у его собственной хижины; только все это искусно скрыто от глаз людей под видом каких-нибудь скважин, расселин и углублений. автор энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Эльфы более всего любят собираться хороводами в светлые лунные ночи па лугах и перекрестках; там, взявшись за руки, пляшут они до первых петухов, под звук какого-нибудь однообразного напева. Беда, если какой-нибудь неосторожный путник приблизится к тому месту, где они неутомимо предаются своему необузданному веселью: эльфы тотчас схватят его, заставят плясать с собой и, конечно, заморят до полусмерти; а чуть только он окажет малейшее сопротивление, так ему и в живых не бывать.
Музыку и музыкантов эльфы очень любят. Их собственная музыка состоит из одних минорных тонов и однообразно жалобна.
В Норвегии многие пастухи наигрывают разные мотивы, которые называют музыкой эльфов, и говорят, что им случалось послушать их в горах.
- А то есть еще, -рассказывают они, - один танец, музыку которого мы все очень хорошо знаем, только играть боимся.
- Почему же? - спрашивают их.
- А потому, что как заиграешь, так все кругом - люди, и звери, и камни -все запляшет, да и сам не у стоишь на месте и будешь до тех пор плясать, пока не догадаешься, проиграв весь танец с начала до конца, сыграть его потом с конца до начала. До тех пор все плясать будешь!
До злых шуток проделок эльфы очень доходчивы: Однажды они полюбившемуся музыканту-горбуну убрали горб. Ему тут же начала завидовать одна женщина имевшая тоже сына-горбуна. Она послала его чтобы и ему эльфы сняли горб за хорошую песню, но тот не послушался матери и не стал делать как делал музыкант-горбун, и за то эльфы его наказали добавили к его горбу еще один горб (того полюбившегося им музыканта с которого они его сгняли). Эльфы большие охотники, проделывать такие шутки и хотя иногда бывают в них довольно жестоки, но, вообще говоря, свои милости и немилости распределяют очень справедливо. автор энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Несмотря на всю свою любовь к музыке, эльфы терпеть не могут колокольного звона и стали гораздо реже являться на землю с тех пор, как всюду звонят в колокола.
Грома боятся эльфы еще более, нежели колокольного звона: едва загремит он где-нибудь вдали, как тотчас же они все попрячутся под землей; точно так же невыносим для них и барабанный бой, который они постоянно смешивают с громом. Люди во многих случаях очень искусно пользовались этой боязнью. автор энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Не в одних плясках да музыке проходит время эльфов: они любят зани-маться ремеслами и уж за что берутся, то выполняют превосходно. Занятия их чрезвычайно разнообразны, по словам легенд: где население занято горными работами, там оно и эльфов считает за отличнейших рудокопов; где земледелием — там эльфы являются хлебопашцами; где скотоводством - там и эльфы занимаются им успешно.
Шотландцы и датчане почитают эльфов хорошими строителями. Пер-вые полагают, что ни построили все те сталактитовые пещеры, которыми так богаты берега и прибрежные острова Шотландии; последние приписывают им даже и постройку многих готических церквей.
Чрезвычайно замечательны шотландские предания о знаменитом архитекторе Михаэле Скотте, деяния которого так удивляли современник, что даже обратились в сказку для потомства. Он был любимцем эльфов: при их помощи воздвигал он в самое непродолжительное время то, чего другой не мог бы построить в несколько лет. Но проворство помощников было, с одной стороны, очень невыгодно для Скотта: он должен был постоянно придумывать новые труды для своих сподвижников, которые, в случае бездействия, обещались его тотчас же покинуть. Скотт задавал им беспрестанно самые тяжкие работы, но эльфы кончали их за один присест.
Наконец, он придумал для них такой труд, который их совершенно озадачил: он велел им крутить из песка и щелока канат такой длины, чтобы по нему можно было добраться до луны. Эльфы принялись за это дело, но при самом страшном труде могли скрутить очень немного такого каната; а Михаэль Скотт обыкновенно пользовался этим и в промежутках между двумя работами постоянно напоминал им об этом производстве. С тех пор, говорит предание, эльфы у ж и не думали более умничать.
О занятиях эльфов скотоводством знают только в Ирландии, Дании и Швейцарии. В Ирландии старики рассказывают, что не раз видели, как в светлые лунные ночи выходили из воды (реки или озера) большие, сытые белые коровы с телятами и паслись на лугах, где после того целый год не росла трава.
В Дании пастухи твердо верят в то, что эльфы пасут свой невидимый скот около холмов и очень не любят, когда этот скот мешается с людскими стадами, даже насылают за это на стада всякого рода болезни и беды. Впрочем, у пастухов есть против этого верное средство: приближаясь к холмам со стадами, они обыкновенно кричат: «Маленький эльф, могут ли мои коровы пастись около твоего холма?» Если на это не воспоследует запрещения, то можно совершенно безопасно травить луга эльфов.
В Швейцарии предания гораздо живописнее: там скотом эльфов почитаются легкие горные серны, и охота за ними тем страшнее, что дерзкий смертный, осмеливающийся на нее, подвергается опасности быть сброшенным со скалы маленькими волшебными пастухами, которые жестоко гневаются на людей за их неуважение к чужой собственности. Когда кто-нибудь из бесстрашных горных охотников, поскользнувшись, падает в пропасть, поселяне, находя его тело, ни в каком случае не приписывают его смерть неосторожному прыжку, а, грустно покачивая головами, говорят: «Вот что значит за скотом эльфов гоняться!»
Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.
Что же касается оборотничества, то оно у них, кажется, обязательное; по крайнеймере, народ утверждает, что эльф не смеет никому явиться днем в своем собственном виде, если только не хочет поразить и испугать своим безобразием. Днем эльфы так же отвратительны, как кажутся прекрасны ночью; глаза у них тогда красные и горят, как уголья, рот от уха до уха; волосы зеленые, и в се лицо изрезано глубокими морщинами. Вот почему они чаще всего являются днем в виде кошек, собак, козлов или сорок. Всего полнее объясняются свойства одежды эльфов преданиями острова Рюгена, которые можно прочитать здесь
Боольшой ценностью для эльфа, трольда или карлика является его одежда или стекланные бошмачки, но потеря стеклянного башмачка для эльфов и карликов еще не так важна, как потеря шапочки или того серебряного колокольчика, который обыкновенно бывает пришит к ней наверху: оба эти обстоятельства для них сущее горе. (читать легенду о колокольчике)
Эльфы очень дорого ценят свою волшебную одежду и как щедро выкупают ее от счастливых смертных, которым она попадается в руки! Например пастушку они дали волшебный посох благодаря которому он разбогател, купил себе большие стада, поместья и стал бороном.
Очень часто эльфы делают добро людям совершенно бескорыстно, точно так же, как и наказывают порок из одной любви к справедливости. Очень час-то помогали они разным беднякам деньгами, от которых те богатели, но которые в руках притеснявшего их обращались в уголья или в мучные лепешки; еще чаще награждали они детей за любовь к родителям (чудесным образом спасая сыновей из плена или избавляя дочерей от власти какого-нибудь чудовища), слуг - за верность господам и чистоплотность.
Доброе сердце эльфов еще более выражается в их постоянном покровительстве детям: они их охраняют от опасности, облегчают их работы, кладут на дороге их в лесу или в поле вязанки хвороста или дров и кузовки ягод, кормят их своими волшебными кушаньями, которыми мгновенно залечивают болезни их родителей.
Но при всей свой доброте они чрезвычайно мстительны и злопамятны. Бе-да огорчить их чем-нибудь! Ни одной обиды не оставляют они без возмездия. Они гневаются даже на то, если люди изъявляют неготовность услужить им или невольно делают им что-нибудь неприятное. В руках эльфов много разных средств вредить людям: они то насылают какие-нибудь накожные болезни, то спутывают волосы в такой плотный комок, что их нельзя бывает расчесать никаким гребнем, то в виде блудящих огоньков зажигают крышу дома, то отго-няют стада, то издали поражают людей своими стрелами (elf-bolt, elf-arrow).
Последнее мщение-самое ужасное, потому что маленькие, зубчатые стрелки эльфов, попадая в человека или в животное, приносят с собой мгновенную смерть,(Так привыкли шотландские и датские поселяне объяснять себе скоропостижную смерть.) против которой нет решительно никакого спасения.
Только самые искусные знахари умеют отыскать рану, сделанную этим волшебным орудием, и даже вытащить его из раны; но подобные случаи, по рас-сказам людей старых и опытных, «теперь никогда уже более не повторяются, потому что перевелись искусные знахари, хоть в старину бывали и нередки».
У всех эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к во-ровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом, либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!
Но нет - они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.
Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против эльфов негодо-вание людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древни и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Норвегии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.
У людей, конечно, и против этого порока, общего всем эльфам, есть опять-таки вернейшие средства, вынуждающие обыкновенно эльфов к непосредственному возвращению похищенного ребенка, причем подкидыш с визгом и вихрем уносится обыкновенно в трубу или вылетает в открытое окно. автор энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Несмотря на свою власть и силу, эльфы очень часто нуждаются в помощи людей и должны бывают обыкновенно прибегать к пей в следующих трех случаях.
Во-первых, они очень часто просят у людей взаймы хлеба, извиняясь тем, что их хлеб еще не вышел из печи, а дети голодны, есть просят, причем они действительно через два-три часа всегда отплачивали за хлеб, данный им, свежим, теплым и ароматным печением.
Во-вторых, весьма часто нанимают они у людей залы и другие комнаты на ночь, прося позволения играть в них свадьбу, за что всегда щедро награждают хозяев своих подарками.
В-третьих, они должны бывают всегда призывать людей, когда хотят решить какой-нибудь спор или собираются делить общее сокровище.
Люди в последнем случае часто бывали очень несправедливы к эльфам да нередко обманывали их и во всем остальном; заботясь только о своей выгоде, они не обращали никакого внимания на выгоды жителей холмов, не держали данных обеш,аний и наконец возбудили в них такую ненависть к себе, что те совершенно отказались от сношений с людьми, перестали помогать им в нужде и труде и во многих местах покинули даже свой кров и выселились в другие места, где ожидали встретить в людях более справедливости и внушить им к себе более уважения.
Легенд, рассказывающих о подобных переселениях, удивительно много, и все они описывают их почти с одинаковыми подробностями.
В одном месте хитрые жители также ставят на дороге эльфов-переселенцев ящик, в который каждый из них обязан влагать посильную дань, и в то же время некоторые из жителей прячутся под мост, чтобы подслушивать и подсматривать за эльфами; целую ночь напролет они слышат, как по мосту, над головами их, проходят толпы мирных соседей, и рассказывают потом, что шум их шагов очень походил на топот стада баранов.

5

Фейри

Кто же такие маленькие существа с крылышками, которых многие ошибочно считают, да и называют эльфами? У них, помимо "эльфов" и "фей", много имен: это и spirit - спрайт, и народ Гуафа, и на-хамгуисган ( ависк). Именно таких крылатых крошек и называл Уильям Шекспир "эльфами", чем внес большую путаницу в и без того непростой вопрос.
Ясно одно: эльфы -героические обитатели Волшебной страны с течением лет понемногу как бы "растворились" среди многочисленных волшебных существ, населявших леса, поля, озера и реки с момента появления этого мира. Версий насчет появления крылатых фейри много. Одна из них - и самая распространенная - что это и есть народ Туата, уменьшившийся в размерах..

"Поговаривают также, что с веками народ Гуафа уменьшился в размерах. Когда замечали их пышные процессии или видели их танцующими в ночи, это уже не были высокие короли и королевы. Эти существа могли поместиться на человеческой ладони, а их пение было не громче стрекота насекомых в траве. Женщины были красивы и обладали прекрасной фигурой. Они появлялись в платьях из тончайшей материи, расшитой золотом, а боевые доспехи крошечный рыцарей сверкали как драгоценные камни. Воздух вокруг них мерцал волшебными огнями, и все было великолепно, и еще долго в воздухе после их исчезновения оставался благоухающий запах..
Ходили слухи, что принцы иногда становились еще меньше, настолько крошечными, что гарцевали на оседлых кузнечиках вместо лошадей, а их парадные доспехи были сделаны из чешуи рыб. Они уже жили не в холмах и морских глубинах, а в дуплах дубов, цветах колокольчиков и под листьями ольхи и березы".
"Веками сельские жители искали обитателей Волшебной страны в лесу и перелесках в такие ночи, как канун Иванова дня. Любое трепетание лепестка или слабый луч света мог выдать присутствие крошечных обитателей Волшебного мира. Когда смертные приближались, феи исчезали, строго охраняя свое уединение. Но если кому-нибудь удавалось подкрасться незаметно, то он мог услышать игру миниатюрных флейт и увидеть на мгновение блеск и сияние празднества, прежде чем все погрузится во мрак..
Крошечные потомки могущественных обитателей волшебного царства известны людям с древнейших времен, волшебные обитатели лесов и полей хранили изысканные обычаи своих предков. В мире, где лепесток мог служить роскошным балдахином, шип боярышника- грозным оружием, они проводили время за музицированием, пирами, развлечениями и войнами. .
Хотя это были миловидные существа, великолепные в своих нарядах из лепестков и семян чертополоха, их народ пришел в упадок. Смертные, которым доводилось увидеть мельком их сияющие царства, иногда становились очевидцами похоронных обрядов, величественных и печальных. Это служило доказательством того, что обитатели Волшебного царства были долгожителями, но не были бессмертными."

"Феи и эльфы", М., "Терра", 1996.

Есть и другая версия : маленький народец - пришельцы из параллельных миров. Этим, мол, и объясняется их малый рост: при переходе между мирами тела могут уменьшаться и увеличиваться, либо сам их мир такой же маленький. Во всяком случае, интересно взглянуть на свидетельства очевидцев встреч с ними.

"26 июля 1965 года в Каразинью ( Бразилия) наблюдали пятерых карликов в черной униформе и коротких сапожках. По словам очевидцев, "у одного их них в руке был какой-то ярко светившийся предмет, похожий на волшебную палочку"
"Весной 1960 года в Сицилии ( Италия) итальянский ювелир Сальваторе Чанчи ехал недалеко от Сиракуз и вдруг в луче фар его машины появилось маленькое существо в блестящей одежде и водолазном шлеме. Вместо рук у него были "два маленьких крыла". Чанчи испытал нервный шок".
"28 января 1967 года в уединенном английском местечке Стадхам-Коммон в Чилтерн-Хилле (Англия) семеро мальчиков шли в школу. Десятилетний Алекс Батлер посмотрел в южном направлении и на открытом месте отчетливо увидел фигуру "маленького синего человечка с бородой и в высокой шляпе".Алекс окликнул товарищей, и они двинулись навстречу человечку, который вдруг "неожиданно пропал, и вдруг возник по другую сторону зарослей". По их оценке, рост маленького человечка не превышал метра, да еще полметра занимал головной убор, похожий на высокий котелок без полей"..

Жак Валле "Параллельный мир", М. 1995 г.

И тут опять возникает деление: ибо есть как совсем маленькие фейри ( их рост- 15-20 см), так и карлики ( их рост - чуть меньше 1 м.).
.
"Знаток гаэльского языка Кэмпбелл, пастор из Тира, опубликовал книгу под названием "На-амгуисган. Карлики, или пигмеи", в которой отмечает:.
"Существование пигмеев в некоторых неизвестных районах, граничащих с царством холода, или входящих в него, указывает на определенную связь между малым ростом жителей и холодным климатом и заставляет задуматься над проблемой первоначального распространения человеческой расы.".
.
"В Хайлендсе бытует много чрезвычайно интересных народных сказаний, передаваемых из поколения в поколение… в которых встречаются низкорослые, как пигмеи, человечки - отменные лучники, способные сразить мужчину большого роста и мощного телосложения благодаря искусному владению луком и стрелами. Этих карликов называли на-амгуисган или, точнее, на-хамгуисган. По -английски гаэльское "амгисг" звучит как "ависк"..

"В первой половине ХV века епископ Оркнейский Томас Таллок в книге "об Оркадский островах" сообщает, что шесть столетий назад архипелаг был заселен папами и карликовым народом. Папы, как утверждают знатоки- это ирландские священники. А карлики - это пикты. Далее приводится фрагмент из книги Бэрри "Оркнеи", где мы читаем: "Ясно, что это не кто иные, как петы, пикты или пики… Скандинавские авторы обычно называют их пики-пети или пети. Кроме того, в исландских сагах узкий морской пролив, отделяющий Оркнеи от графства Кейтнесс (Шотландия) обычно называют Петленд-фьорд..
Какова же дальнейшая судьба карликового народа? Карлики, пишет Макритчи в книге "Знания шотландцев"( 1895),были уничтожены или скрылись к концу VI века, когда Колумба и его последователи вели религиозную войну с пиктами. В те же времена, утверждает он, ирландцы применяли силу против этого народа и на севере Ирландии. Затем новых хозяев охватило смешанное чувство вины и страха к своим старым врагам. С тех пор родились многочисленные слухи относительно духов пиктов, все еще странствующих над их землями. А отсюда недалеко до фей и эльфов.".

Жак Валле. "Параллельный мир". М, 1995.

. Вот что пишет Профессор Толкиен в эссе "О волшебных историях" о намеренной путанице понятий "фейри" и "эльф":

"Что касается маленького роста: не стану отрицать, что такое представление об эльфах - сейчас самое распространенное. Я часто думал, что было бы интересно выяснить, откуда это мнение взялось. Для уверенного ответа у меня не хватает знаний. Прежде в Волшебной Стране действительно были существа небольшого (хотя вряд ли такого уж маленького) роста, но в целом для тамошнего народа небольшой рост нехарактерен. Мне кажется, что применительно к Англии волшебные существа маленького роста (эльфы или феи) в значительной мере - плод литературного вымысла (я говорю о развитии, которое эти понятия претерпели до широкого распространения интереса к фольклору других стран. Такое английское слово, как "elf", с давних пор испытывало влияние французского (из которого заимствованы слова fay и faerie, fairy); но позднее, когда слова fairy и elf стали употребляться в переводах, на их значение повлияла атмосфера немецких, скандинавских и кельтских языков). Вполне естественно, что в стране, где любовь ко всему хрупкому и утонченному столь часто проявлялась в искусстве, и литературные пристрастия обрели то же направление, обратились к миниатюрному и изящному, тогда как во Франции они явно тяготеют к дворцовым вкусам, а потому и сказочные персонажи там пудрятся и увешиваются бриллиантами. Кроме того, подозреваю, что цветочно-мотыльковая миниатюрность волшебных существ была одновременно и плодом "человеческого разума", который превратил сияние Страны Эльфов в блеск дешевых побрякушек, а существа, способные становиться невидимками, стали просто настолько крохотными и хрупкими, что способны спрятаться под листком первоцвета или травинкой. Вскоре после начала эпох великих путешествий стало модно представлять мир слишком маленьким, тесным, не способным вместить и людей, и эльфов. Ведь тогда даже волшебная Западная страна ирландских сказаний Хай Брезейл (Hy Breasail) превратилась в реальную Бразилию, страну красильного дерева. Так или иначе превращение эльфов в малюток произошло во многом благодаря литераторам, и к этому приложили руку в том числе и Уильям Шекспир (1564-1616) и Майкл Дрейтон (1563-1631) (Причем их влияние не ограничивается Англией. По-видимому, немецкие слова Elf, Elfe взяты из "Сна в летнюю ночь" в переводе Виланда (1764)). Дрейтнова "Нимфидия" (1627) - прародительница многочисленного племени цветочных фей и эльфов с крылышками и усиками, как у бабочек. Я эту мелочь терпеть не мог, когда был мальчишкой, а теперь их ненавидят уже мои дети. Подобные же чувства испытывал и Эндрью Лэнг. В предисловии к "Лиловой книге сказок" он говорит об утомительных писаниях современных авторов: "Они всякий раз начинают с того, как маленький мальчик или девочка идет гулять и встречает фею яблоневого цвета, или фею кашки… Эти феи пытаются развеселить дитя, но не умеют; зато преуспевают, когда читают ему мораль".
Но все началось, как я уже сказал, задолго до XIX столетия, и подобные эльфы и феи давным-давно стали невыносимо скучны - как раз потому, что пытались развеселить, да не умели. Если "Нимфидию" считать волшебной сказкой (то есть "историей о волшебных существах"), то она - одна из худших сказок всех времен. Судите сами. Во дворце Оберона стены - из паучьих лапок,

А окна там - из глаз зверей,
А свод - из крыл нетопырей.

Рыцарь Пигвигген разъезжает на резвой уховертке. Своей возлюбленной, королеве Маб, он посылает браслет из муравьиных глаз, а свидание назначает в венчике первоцвета. Но на этом миленьком фоне разворачивается скучнейший рассказ об интригах и хитрых сводниках. Доблестный рыцарь и разъяренный муж садятся в лужу, и гнев их гасят лишь воды Леты. Жаль, что в лету не канула вся эта история. Пусть Оберон, Маб и Пигвигген - настоящие эльфы и феи "маленького роста", а Артур, Джиневра и Ланселот - вовсе нет; все равно, рассказ о борьбе добра и зла при дворе короля Артура - волшебная сказка куда в большей степени, чем эта история насчет Оберона.
Фея - это имя существительное, более или менее эквивалентное по значению слову "эльф". Появилось оно сравнительно недавно. Его почти не использовали до эпохи Тюдоров. Весьма показательно, что первое его употребление (единственное до 1450 года), зафиксированное Оксфордским словарем, это строчка из поэмы Дж. Гауэра (1325-1408) "Confessio Amantis": "as he a were a faierie". Но Гауэр имел в виду вовсе не фей. У него сказано: "as he were of faierie" - в том смысле, что герой был похож на обитателя Волшебной Страны. Поэт описывает молодого повесу, который стремится околдовать сердца девушек в церкви:

На хитрой прическе вокруг головы
Гирлянда из свежей зеленой листвы.
Недавно листва шелестела в лесу -
Теперь оттеняет повесы красу.
А он, не стараясь себя побороть,
Глядит с вожделеньем на женскую плоть,
Глазами стреляет и зорко, и живо,
Как ястреб с небес углядевший поживу,
И так перед вами красуется он,
Словно средь эльфов был он рожден.

Перед вами смертный юноша из плоти и крови. Но его описание гораздо больше соответствует именно эльфу, а не фее, к определению которой он ошибочно отнесен. Впрочем, с жителями Волшебной Страны вечные сложности: их облик не всегда соответствует внутреннему содержанию, часто они выглядят такими гордыми и прекрасными, какими мы, люди, лишь хотели бы стать. Часть их волшебства, используемого во благо или во вред человеку, состоит в умении играть желаниями человеческой души и плоти. Королева эльфов, которая быстрее ветра унесла Томаса Стихотворца на молочно-белом скакуне, явилась его взору у Эдьдонского Древа в облике смертной женщины, хотя и неотразимо прекрасной. Так что Спенсер (Эдмунд Спенсер (1552-1599) - английский поэт, автор аллегорической поэмы "Королева фей") не погрешил против традиции, именуя рыцарей своей Волшебной Страны эльфами. Таким рыцарям, как сэр Гайон, зваться эльфом больше пристало, чем Пигвеггену, вооруженному жалом шершня".

Вот что пишет о фэйри - маленьком народце Екатерина Гурцкая ( Акрельт Гаэрлин) в газете "Тайная доктрина" ( г.Симферополь):

"Пожалуй, из всех персонажей мифов наиболее известны сказочные народы из легенд Западной Европы. Немало тому послужило искусство: эльфы, гномы, феи часто изображались на каринах, описывались писателями в сказках, композиторы посвящали им музыкальные произведения (например, оперы "Кольцо нибелунгов" Р. Вагнера, "Пер Гюнт" Э. Грига), а позднее, уже в двадцатом веке появился такой жанр литературы, как фэнтези, где сказочные народы стали главными и постоянными героями. Но основой большинства книг стали легенды и мифы народов Европы. До недавнего времени мифы были всего лишь мифами.
"Эпохальное событие - сфотографированы феи". Это лишь один из заголовков статей, опубликованных в 1920 году в ведущих английских журналах. Ниже обычно приводилась фотография девушки, окруженной легкими, воздушными фигурами. Вторая фотография запечатлела другую девушку, подзывающую маленьких, похожих на гномов существ с крыльями. Девушек звали Френсис Гриффитс и Элзи Райт. Они сфотографировали друг друга и, поскольку прежде никогда даже не держали в руках фотоаппарат, обман был маловероятен. Статью эту, опубликованную во многих изданиях, написал сэр Артур Конан Доил, уважаемый автор знаменитых историй о Шерлоке Холмсе. Весь тираж с фотографиями и статьей о феях разошелся в один день. Новость, подкрепленная снимками, облетела весь мир, положив начало спорам, не разрешенным и по сей день. Не так давно в Скандинавии археологами было найдено странное древнее кладбище. Скелеты погребенных были очень маленькими, хоть и принадлежали взрослым, и в каждой могиле находились украшения из морских раковин, которые, согласно легендам, очень нравились... гномам.
Легенды об эльфах поразительно напоминают сказания о представителях древних высокоразвитых цивилизаций - атлантах, лимурийцах и гипербореях. Это прекрасные бессмертные и вечно юные существа, знающие тайны Земли и способные исцелять. Тех, кто попадал в милость к ним (по легендам эльфы особенно ценят хороших музыкантов и певцов), всегда был щедро одарен волшебными вещами, которые эльфы умеют делать в совершенстве (уж не отголоски ли это памяти о высоких технологиях древних атлантов?)
Упоминания о "богах", которые научили людей ремеслам и искусствам, принесли им философию и науку, есть в мифологии всех народов Земли. Почему-то принято отождествлять их с инопланетянами. Но что, если это были вовсе никакие не пришельцы, а те, кого в разных мифах зовут по-разному, древние люди, не погибшие в результате катастроф, а перешедшие в другую грань существования? Что, если они существуют бок о бок с нами, но просто не все хотят их видеть? "Преданьями старины глубокой" называют сказки, да и сами они начинаются словами "Давным-давно". Но почему же сейчас нельзя в лесу набрести на избушку бабы Яги или вызвать на подинок дракона? Куда ушли от нас сказки? Или... куда ушел от них человек? Может быть, мы сами, сознательно отгородились от всего, что, якобы, отвлекает от того, что мы называем реальной жизнью? А в те самые незапамятные времена, которые сейчас именуют "Золотым веком", люди умели жить бок о бок с героями сказок, с которыми теперь встречаются лишь немногие, при этом продолжая отрицать их существование…"

Вот что пишет о фэйри - маленьком народце Екатерина Гурцкая ( Акрельт Гаэрлин) в газете "Тайная доктрина" ( г.Симферополь):

"Пожалуй, из всех персонажей мифов наиболее известны сказочные народы из легенд Западной Европы. Немало тому послужило искусство: эльфы, гномы, феи часто изображались на каринах, описывались писателями в сказках, композиторы посвящали им музыкальные произведения (например, оперы "Кольцо нибелунгов" Р. Вагнера, "Пер Гюнт" Э. Грига), а позднее, уже в двадцатом веке появился такой жанр литературы, как фэнтези, где сказочные народы стали главными и постоянными героями. Но основой большинства книг стали легенды и мифы народов Европы. До недавнего времени мифы были всего лишь мифами.
"Эпохальное событие - сфотографированы феи". Это лишь один из заголовков статей, опубликованных в 1920 году в ведущих английских журналах. Ниже обычно приводилась фотография девушки, окруженной легкими, воздушными фигурами. Вторая фотография запечатлела другую девушку, подзывающую маленьких, похожих на гномов существ с крыльями. Девушек звали Френсис Гриффитс и Элзи Райт. Они сфотографировали друг друга и, поскольку прежде никогда даже не держали в руках фотоаппарат, обман был маловероятен. Статью эту, опубликованную во многих изданиях, написал сэр Артур Конан Доил, уважаемый автор знаменитых историй о Шерлоке Холмсе. Весь тираж с фотографиями и статьей о феях разошелся в один день. Новость, подкрепленная снимками, облетела весь мир, положив начало спорам, не разрешенным и по сей день. Не так давно в Скандинавии археологами было найдено странное древнее кладбище. Скелеты погребенных были очень маленькими, хоть и принадлежали взрослым, и в каждой могиле находились украшения из морских раковин, которые, согласно легендам, очень нравились... гномам.
Легенды об эльфах поразительно напоминают сказания о представителях древних высокоразвитых цивилизаций - атлантах, лимурийцах и гипербореях. Это прекрасные бессмертные и вечно юные существа, знающие тайны Земли и способные исцелять. Тех, кто попадал в милость к ним (по легендам эльфы особенно ценят хороших музыкантов и певцов), всегда был щедро одарен волшебными вещами, которые эльфы умеют делать в совершенстве (уж не отголоски ли это памяти о высоких технологиях древних атлантов?)
Упоминания о "богах", которые научили людей ремеслам и искусствам, принесли им философию и науку, есть в мифологии всех народов Земли. Почему-то принято отождествлять их с инопланетянами. Но что, если это были вовсе никакие не пришельцы, а те, кого в разных мифах зовут по-разному, древние люди, не погибшие в результате катастроф, а перешедшие в другую грань существования? Что, если они существуют бок о бок с нами, но просто не все хотят их видеть?
"Преданьями старины глубокой" называют сказки, да и сами они начинаются словами "Давным-давно". Но почему же сейчас нельзя в лесу набрести на избушку бабы Яги или вызвать на подинок дракона? Куда ушли от нас сказки? Или... куда ушел от них человек? Может быть, мы сами, сознательно отгородились от всего, что, якобы, отвлекает от того, что мы называем реальной жизнью? А в те самые незапамятные времена, которые сейчас именуют "Золотым веком", люди умели жить бок о бок с героями сказок, с которыми теперь встречаются лишь немногие, при этом продолжая отрицать их существование…"

6

Вампиры:

Повадки вампиров

Многие люди в самых разных странах - и в Венгрии, и в Китае - убеждены в реальности существования вампиров. Однако повадки этих кровососов в разных местах отличаются.

Принято считать, что многие вампиры могут летать или изменять форму своего тела. Большинство вампиров обычно обвиняют в том, что они нападают на животных и на людей и жадно пьют их кровь. В некоторых странах считают, что вампир - это бесплотный призрак. В других - что это оживший мертвец, грешная душа которого вынуждена была возвратиться в свою телесную оболочку, не в силах найти покой и после смерти.

Вышедшие из могил Далеко не всем вампирам приходится разгребать землю, чтобы выбраться из могилы на поиски своих жертв. Рассказывают, что некоторые из них выбираются из могил в виде струйки тумана или дымка. В таком виде они легко минуют и крышку гроба, и два метра земли и принимают облик: обычного человека уже на поверхности. Единственным признаком того, что в данном месте находится могила вампира, является отверстие, откуда вытекает струйка тумана, из которой затем воскресает вампир. Плотно закрытые двери не препятствие для них.

И если почти все легенды рассказывают о вампирах, которые пьют кровь живых существ. Некоторые вампиры даже набрасываются на свежие трупы. Они не только пьют кровь, но иногда и пожирают тел умершего. Вампиры считаются также разносчиками заразных болезней. Невидимые вампиры считаются исключительно злобными созданиями, разрушающими все, что им попадается. Стремясь добраться до крови, они часто забивают насмерть свою жертву или разрывают ее на куски. Европейские цыгане верят, что вампиры, выходя ночью из могил, принимают свой прежний телесный облик и бродят в темноте, пугая жителей, ломая все на своем пути с ужасным грохотом. Вампиры также мучают коров, катаясь на них верхом по пустынным полям на головокружительной скорости.

Чего боятся вампиры?

Существует много примеров того, что смертным врагом вампиров было солнце. Попасть под открытые солнечные лучи было для них все равно, что войти в пылающую печь. Согласно другим источникам солнечные лучи причиняли им лишь неудобство. Вампиры имели право покидать свое жилище только с наступлением темноты, днем же были обязаны возвращаться в свои могилы или склепы. Возможно, такое поведение было предопределено волей свыше, но кроме этого было еще немало условий, которых вампирам было необходимо придерживаться. Вампир не мог выносить запаха чеснока, не терпел распятий и других святых реликвий. Вампиры не могли отражаться в зеркалах и поэтому сторонились их. По некоторым данным, они не способны были перейти через текущую воду. Вампира практически невозможно было поймать, но можно было убить.

Сперва, конечно, нужно было выследить могилу вампира. Если не было видно характерных дыр в земле, то приходилось выкапывать всех покойников. Тот, чье тело выглядело здоровым и неразложившимся, являлся вампиром. Если он недавно утолил свою жажду, то, как утверждают некоторые знатоки, тело его должно быть раздуто, как у пиявки, или гроб забрызган кровью. Другой метод, с помощью которого находили могилу вампира, состоял в следующем. На кладбище выпускали белого племенного жеребца, который еще ни разу не спотыкался. Считалось, что лошадь перешагнет все могилы, кроме могилы вампира. Отыскав жилище вампира, можно было применить несколько способов, чтобы навсегда покончить с ним: выстрелить в него освященной серебряной пулей или же связать в гробу специальными узлами. Но самым верным и испытанным способом был следующий: в сердце вампира одним ударом втыкали деревянный кол. После этого обычно голову отсекали церковным мечом, а затем все части тела вампира вместе с опоганенным колом сжигали, а пепел рассеивали по ветру.

Но вопреки ожиданиям вампиры иногда оставались живы. В начале XVIII в. венгерский городок Лиебава подвергся нападениям вампира. По велению епископа Оломуцкого(Olmuts) было начато расследование: человека направили на колокольню, чтобы следить за кладбищем. В одну из ночей он увидел, как вампир в саване, тащившемся за ним, появился из могилы. Как только вампир скрылся из вида, оставив саван на могильном камне, наблюдатель схватил это покрытие и снова забрался на верх колокольни. Через несколько часов вампир вернулся. Увидев, что саван исчез, он пришел в ярость. Человек с колокольни окликнул его: "Смотри, он здесь у меня. Если хочешь забрать его, то тебе придется подняться ко мне".

Вампир бросился к приставной лестнице и стал карабкаться по ступенькам. Когда он добрался до верха, человек вытащил молоток и ударил вампира по голове. Тот на какое-то время вцепился в лестницу, а затем, ослабев, рухнул на землю. Человек поспешил вниз и, пока вампир был в беспамятстве, отсек ему топором голову. Ночные нападения в Лиебаве с тех пор прекратились.

Сложнее было справиться с вампиром в восточноевропейском торговом городе Кринче. В 1672 г. умер житель этого города по имени Георг Грандо. Он был похоронен монахом св. Павла. Но когда тот отправился к жене Грандо, чтобы утешить ее, то увидел за дверью призрачную фигуру покойника. Монах и все, кто был в доме, бросились бежать. Фигуру Георга еще не раз видели бродящей по ночным улицам города. Он слегка постукивал в двери домов и, не дожидаясь ответа, уходил дальше.

7

Гномы,гоблины и другие волшебные существа:

В англоязычных странах фей называют «fairies» — «волшебные существа». Этот термин, как говорится в сказочных энциклопедиях, происходит от латинского слова «fata» — «рок, дух, божество судьбы». В древней Италии фаты были духами судьбы, появлявшимися в доме сразу после рождения ребенка и подносившими дары ему и его семье. От того, как семья новорожденного принимала фатов и их подарки, во многом зависела дальнейшая судьба (fata) малыша. С распространением римского владычества в Европе фаты заполнили многие уголки этой части света. Во Франции галлы стали произносить fatae как fee (отсюда — фея); в Англии их стали называть fays.
Обычный рост фей не более 40 — 50 сантиметров, но они могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. В отличие от животных, которым феи хорошо видны, люди, как правило, способны видеть их лишь короткий миг между тем как моргнут два раза — разумеется, если феи не произнесли предварительно особые магические заклинания, после которого они не исчезают из поля зрения людей. Говорят, что легче всего увидеть фей в ночь накануне летнего солнцестояния, когда они танцуют и водят хороводы при свете луны. Но люди опытные предостерегают: не стоит подходить слишком близко, феи могут рассердиться и наказать человека, например, сделать лунатиком.

Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Но не все время они проводят в танцах. Их можно увидеть за пряжей, ткачеством, шитьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидимки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев.
Знатоки утверждают, что Волшебной страны фей как таковой нет. Феи живут рядом с людьми, которые, к сожалению, плохо понимают и чувствуют их. Питаются феи в основном растительной пищей, ягодами, фруктами, не откажутся также от меда и птичьих яиц. Но самое их любимое лакомство — пирожные.
Феи, как правило, живут общинами. В каждой общине фей — своя королева, которая поддерживает там строгую дисциплину. Раз в году все королевы собираются на совет, но, как и положено женщинам, они почти не обсуждают дел, а сплетничают, демонстрируют наряды, веселятся. На самом верху иерархии — самая главная королева, Титания, правящая вместе с принцем Обероном. Однако указы, исходящие из двора Титании, не являются строго обязательными для всех общин.
Как правило, феи ладят с окружающим миром. Как правило, но не всегда. Например, с пикси они не нашли общего языка.

Пикси, по преданию, обитают в западных графствах Англии. Как сообщают сказочные энциклопедии, пикси очень давно были завезены в Англию финикийцами. Когда позже, во времена римского завоевания Британии, там появились феи, пикси сначала приняли их дружелюбно. Однако впоследствии между ними началась война, и пикси вытеснили с территории западных графств своих волшебных противников. Решающая битва произошла во время правления короля Артура, в ходе которой пикси отбросили своих противников к востоку.
Пикси, как и гномы, невелики ростом. Однако они могут уменьшаться или, наоборот, достигать человеческого роста. В последнем случае они распознаются по сочетанию рыжих волос и зеленых глаз (считается, что этот признак с абсолютной точностью выдает пикси, принявшей человеческий облик). Носят пикси плотно облегающую одежду зеленого цвета, что позволяет им прятаться в листве и строить каверзы людям.
Любимая их шутка — так заморочить путника, что тот сбивается с пути и бродит бессмысленно и бесцельно по одним и тем же местам. Чтобы избежать этого, знающие люди советуют отправляющимся в путешествие по графствам Сомерсет, Девон и Корнуэлл надевать одежду наизнанку. Это сбивает пикси с толку и часто — со следа. Местные жители стараются жить с пикси в мире, оставляют им молоко в баночках, крошки хлеба или пирога.
Значительно труднее договориться с другими маленькими существами, живущими в домах или под ними. Речь идет о боггартах. Их любимое занятие — шуметь и скрипеть в темноте, дразнить собак, пугать кошек. Избавиться от богтартов совсем не просто.

К счастью, далеко не все маленькие существа и духи недобро относятся к людям. Например, колбоды — добряки. То же можно сказать и о брауни — темнокожих человечках, обитающих, согласно легендам, в Шотландии. Это добродушные домовые, открывающиеся простым и веселым людям, особенно детям, с которыми они очень любят играть. Они защищают дома и скот от злых проделок других духов. Их считают лучшей защитой и от гоблинов: они способны устранить нанесенный гоблинами вред и вообще заставить их держаться подальше. Но кто такие гоблины?
Все волшебные существа маленького роста, даже злые гремлины, страшно не любят, обижаются, когда их путают с гоблинами. Избегают компании гоблинов эльфы и феи. И даже колдуньи не пускают их к своему очагу.
По преданию, гоблины появились в Испании и долго бродили вдоль Пиренеи, пока не нашли трещину в скале. Проникнув через нее во Францию, они расселились оттуда по всей Европе. Жрецы кельтов друиды называли их Робин Гоблин, позднее это название сократилось до Хобгоблина и гоблина.

Гоблины примерно одного роста с гномами, может быть, чуть выше. Однако спутать их трудно — на лицах гоблинов лежит неизгладимый отпечаток злобы и изощренного коварства. От их улыбки стынет кровь. И это не единственное отличие гоблинов от гномов. Гоблины, согласно преданиям, не знают ремесел, они умеют лишь делать гаргуйли (водостоки в форме страшных драконов) и рисовать, но, опять же, только чудищ — драконов и василисков.
Главное занятие гоблинов — вредить, делать пакости. Они насылают кошмары на спящих, изводят лошадей в конюшнях. Поскольку они умеют общаться с насекомыми, летом их любимое занятие — натравливать на людей пчел, ос и мух.
Капризный и вздорный нрав, из-за которого гоблины часто ссорятся, не позволяет им долго задерживаться на одном месте. Вот и кочуют они группами, не упуская возможности оставить о себе недобрую память.
В английской мифологии гоблины — существа, похожие на людей, но безобразные и злобные. Их дом — подземные пещеры, туннели, так же селятся они и в дуплах деревьев. Говорят, что гоблины так же любят жить под каменными мостами. Часто гоблины ходят в надвинутых на глаза колпаках. Маленькие, скрюченные с несоразмерно крупными головами, ногами и руками, зеленого цвета. Головы у гоблинов тверже камней. Маленькие уродцы всегда жили в грязи и ужасе.

Наиболее известен гоблин по прозвищу Красная Шапка. Он живет на границе Шотландии и Англии то в одном разрушенном замке, то в другом. Ему бывает нужна человеческая кровь, которой он подкрашивает свою шапку. Хотя Красная Шапка, как и все гоблины, невелик ростом и имеет вид коренастого старичка с длинными седыми волосами, утверждают, что справиться с ним непросто: он очень силен и к тому же парализует своим страшным обликом, особенно красными, горящими зловещим огнем глазами. В старинных руководствах по силам зла утверждается, однако, что стоит произнести несколько слов из Библии, как гоблин тут же исчезнет.
Далеко не все злые поступки гоблины совершают по собственной воле и собственному умыслу. Нередко их действия — это выполнение приказов, распоряжений и прихотей их повелителей. А повелителями гоблинов считаются тролли. По крайней мере, так говорится в старинных книгах.
Вряд ли читателю доводилось часто встречаться с троллями — пожалуй, только в пересказах скандинавских легенд да в сказке Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», где злой тролль выскакивал из табакерки. Итак — тролли. Об их злобном нраве можно судить уже по тому, что в шведском языке второе значение слова «troll» — «злой человек»; «trolla» — «колдовать»; «trolldom» —«чары, ворожба», «trollcarl» — «волшебник, маг, чародей», а иногда и «враг».
Живут тролли на севере Европы, в Скандинавии, в горах, лесах, заболоченных и покрытых вереском и мхом местностях. Точнее, не живут, а встречаются, потому что живут они под землей в пещерах, а на поверхность земли лишь выбираются по мере надобности. Некоторые из них вообще никогда не покидают подземных жилищ, и об их существовании можно лишь догадываться по тому шуму, который они там производят. Присутствие троллей выдает также поведение домашних животных: лошади останавливаются как вкопанные, коровы перестают давать молоко, а собаки и кошки просто прячутся. Все это знаки того, что поблизости по ночам бродит тролль. Именно по ночам, так как солнечные лучи превращают троллей — подземных жителей — в камни. Поэтому они спешат убраться в свои жилища до рассвета.

У троллей довольно странная внешность. На первый взгляд тролль кажется огромным, бесформенным, мохнатым комом. Однако если набраться смелости, спрятаться и, затаив дыхание, попытаться рассмотреть его пристальнее, то можно различить очертания головы, рук, ног. Впрочем, вблизи троллей видели немногие, потому что, во-первых, они избегают людей, ну а уж тому, кто ненароком оказался на их пути, могут сломать шею одним ударом могучей лохматой лапы; во-вторых, люди боятся троллей: говорят, что человек, хоть раз увидевший тролля, уже никогда не будет прежним.
Отношение троллей к людям противоречию. Людей они не любят, могут убить. Но, с другой стороны, тролли, будучи в общем не слишком любопытными, проявляют к людям большой интерес, обожают подглядывать за ними, ощупывать их вещи. Говорят, что тролли наблюдают за человеком с какой-то неизбывной печалью и тоской в глазах. Некоторые объясняют это тем, что тролли находятся в постоянном трауре по своим далеким предкам — великанам. В давние-давние времена эти великаны владели Скандинавией, но потом пришли боги и изгнали их прочь. Великанам пришлось уйти под землю, где они и превратились в троллей.
Вот такое разнообразие волшебных существ и духов заключено в мире европейской мифологии. Тем не менее, это далеко не все его персонажи

8

Гномы,гоблины и другие существа:

Мы довольно хорошо знаем греческую мифологию. Несколько хуже — индийскую, китайскую. И значительно хуже, как это ни парадоксально, мы, европейцы, знаем мифы, сказания и легенды германских, кельтских и других народов Европы. Связано это отчасти с тем, что, начиная с эпохи Возрождения, европейцы открещивались от Средневековья и устремляли взоры к классической — греко-римской — древности. Лишь в конце XVIII — начале XIX столетий когда европейцы осознали, что завершилась и ушла в прошлое целая эпоха, они бросились собирать это прошлое по кусочкам. Прежде всего, это коснулось сказок, легенд, преданий. Братья Гримм, Гауф, Андерсен... Сборники сказок, таких уютных и милых, стали любимым домашним, семейным чтением.
В последние два-три десятилетия европейцы по разным причинам опять начали проявлять интерес к «собственно европейским» мифам, легендам, народным песням, фольклору в целом. В немалой степени способствовала этому неомифологическая эпопея Джона Толкиена «Властелин колец». Европейцы осознали, что не очень хорошо знают этот мир. Наверное, и нам будет интересно поговорить о его персонажах — гномах, гоблинах, эльфах и прочих.
Итак, в путь. Начнем, пожалуй, с гномов, которые встречаются в европейской сказочной традиции в самом разном виде — от человечков из народных сказок до лилипутов из «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.

Согласно одним объяснениям, слово «гном» происходит от позднелатинского «gnomus» — «маленький». Согласно другим — слово «гном» изобрел швейцарский алхимик Парацельс, в чьих трудах оно появилось впервые. «Гносис» на греческом языке означает «знание». От него Парацельс изобрел слово «гном» потому, что гномы — знатоки многих ремесел и носители тайного знания, они знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.
Гномы маленького роста, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. По преданиям они появились из Хаоса одновременно с людьми или даже несколько раньше. Гномы живут под землей, отлично разбираются в металлах и камнях, особенно драгоценных; они могут видеть прошлое и предсказывать будущее живой и неживой природы, зверей и людей. Гномы — отменные ремесленники, в частности, кузнецы. Именно они выковали кольцо великого германского бога Одина, приносившее богатство тому, кто его носил, они же изготовили чудо-меч короля Артура — Эскалибур.
Гномы любят помогать людям. Правда, когда те слишком бесцеремонно вторгаются в их мир — взрывая горы или роя подземные туннели, гномы могут и постоять за себя, хотя чаще они просто уходят из потревоженных мест.
Разные гномы занимаются разными делами: один род или клан отвечает за золото и его обработку, другой — за драгоценные камни, третий — за механизмы. За механизмы отвечают и родственники гномов — гремлины.
Когда-то гремлины относились к людям по-доброму, помогали им, «заставляли» машины работать быстрее, точнее и четче. (Составители сказочных энциклопедий не преминут напомнить, что американские гремлины способствовали успеху Б.Франклина в его опытах с электричеством, а шотландские — помогли Джеймсу Уатту в конструировании парового двигателя).
Люди, однако, приписали все заслуги и успехи в развитии техники себе, и гремлины обиделись. Со времен промышленной революции они начали вредить людям, прежде всего инженерам и техникам, шоферам и пилотам. Если ты накачиваешь шину велосипеда, и она вдруг лопается — это работа гремлина. Вместо гвоздя ты попал молотком по пальцу: скорее пошарь глазами по земле, и, если повезет, обязательно увидишь сверкающие пятки улепетывающего гремлина. Единственное средство не попасть к нему в ловушку — тщательно осматривать используемую технику и особое внимание уделять мелочам, ибо вывести из строя какую-нибудь мелкую деталь — любимое дело гремлина.
Гномами и гремлинами список волшебных существ не исчерпывается. В нем есть, например, лепреконы и ульдра. Лепреконы — маленькие человечки, живущие, в основном, в Ирландии. Лепреконы, согласно мифологической традиции, — карлики, мастерящие обувь, кстати, их название в буквальном переводе состоит из этих слов. Зимой они живут под землей, а летом выходят на свет, стараясь не попадаться на глаза людям. Но иногда их все же замечают — либо по равномерному стуку молоточков на поляне, либо по мельканию в траве зеленых рубашек и штанишек, красных шапок, кожаных передников и башмачков с пряжками.

Считается, что лепреконы знают, где спрятаны сокровища. Поэтому люди стремятся поймать их. Однако сделать это очень трудно. Как средство самозащиты они используют любимый ими нюхательный табак: содержимое табакерки летит в глаза обидчику, а лепрекон и был таков.
В Лапландии и Швеции — свои гномы. Называются они ульдра. Живут ульдра — маленькие человечки, покрытые шерстью («улль» по-шведски «шерсть»), — под землей и, как считают северные жители, кормят медведей, когда те впадают в спячку. Зимой ульдра часто выбираются на землю. И горе людям, если они мешают им выйти на поверхность.
В европейской средневековой мифологии, у разных народов есть и другие существа, обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же называют гмурами и гомозулями. Они похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской жадности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Гмуры еще воюют в подземельях с горными чудовищами.
Если гномы — неказистые маленькие существа, то эльфы и феи — почти совершенства. Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми, либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Появляться и исчезать им помогают волшебные одежды.

Эльфы (альвы в германской мифологии) — родственники гномов, но они не выносят подземелий. Эльфы по своей сути — это лесные духи, обитающие в основном на севере и западе Европы. У них красивая внешность, а движения полны изящества. Они обладают огромными знаниями, предсказывают будущее. Эльфы — мудрецы и волшебники. Они учили людей волшебству, тайным наукам, стремились улучшить нравы. Правят эльфами короли. Одним из последних пристанищ эльфов была Эвлисия — Блаженная Лебединая страна. Говорят, что где-то в океане есть волшебный остров, куда они переселились, но туда нет дороги для людей. Люди считают, что жизнь эльфов протекает между любимыми занятиями и шумным, необузданным весельем. Территория острова состоит из огромных волшебных садов, по которым текут прозрачные ручейки в золотых и серебряных берегах, где круглый год красуются цветы, поют райские птицы, где вместо солнца, месяца и звезд ярко горят самоцветные камни, где в воздухе вечно носятся звуки дивно прекрасной, неземной музыки... На этом острове среди вечно цветущих садов стоят их замки. Здесь эльфов никто не беспокоит, они питаются фруктами, поют песни и никогда не старятся. Несмотря на всю свою любовь к музыке, эльфы терпеть не могут колокольного звона и стали гораздо реже являться на землю с тех пор, как всюду звонят в колокола. Грома боятся эльфы еще более, нежели колокольного звона: едва он загремит, как тотчас же они все попрячутся. А еще невыносим для них барабанный бой, который они постоянно принимают за раскаты грома.

О происхождении эльфов рассказывается различно. В легендах их появление тесно связывается с историей всего мироздания, и различаются два главные «разряда» эльфов: эльфы белые, светлые, добрые, и дверги или трольды — мрачные и угрюмые, хитрые и злые. В Средние века было распространено поверье, что эльфы-дверги давят на грудь спящих людей и внушают им дурные сны. Еще им приписывали коварную привычку метать издали крошечные железные стрелки, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.
В разных странах эльфы по-разному относятся к людям. В Германии они то помогают им, то вредят. В Англии они гораздо добрее. Но во всех странах знатоки заклинают людей от участия в танцах эльфов при лунном свете, ибо, когда с петушиным криком на заре эльфы исчезают, с ними исчезает и человек — навсегда.
Не в одних плясках да музыке проходит время эльфов: они любят заниматься ремеслами и уж за что берутся, то выполняют превосходно. Занятия их чрезвычайно разнообразны. Шотландцы и датчане почитают эльфов хорошими строителями. Полагают, что эльфы построили все те сталактитовые пещеры, которыми так богаты берега и прибрежные острова Шотландии. О занятиях эльфов скотоводством сохранились предания в Ирландии, Дании и Швейцарии. В Ирландии рассказывали, что не раз видели, как в светлые лунные ночи выходили из воды (реки или озера) большие, сытые, белые коровы с телятами и паслись на лугах, где после того целый год не росла трава. В Дании пастухи твердо верят в то, что эльфы пасут свой невидимый скот около холмов и очень не любят, когда этот скот мешается с людскими стадами, даже насылают за это на стада всякого рода болезни и беды. В Швейцарии предания говорят, что скотом эльфов считаются легкие горные серны, и на них нельзя охотиться.

Очень часто эльфы делают добро людям совершенно бескорыстно, точно так же, как и наказывают порок из одной любви к справедливости. Очень час-то помогали они разным беднякам деньгами, от которых те богатели. Доброе сердце еще более выражается в их постоянном покровительстве детям: они их охраняют от опасности, облегчают их работы, кладут для них на дороге в лесу или в поле вязанки хвороста и кузовки ягод, кормят их своими волшебными кушаньями, которыми мгновенно залечивают болезни. Вознаграждают эльфы детей и за любовь к родителям (чудесным образом спасая сыновей из плена или избавляя дочерей от власти какого-нибудь чудовища).
Чем-то эльфов напоминают феи. В мифологии западноевропейских народов феями называют сверхъестественные существа в обличие прекрасных молодых женщин или старух. Наделены они способностью творить чудеса, бывают как добрыми, так и злыми. Вопреки распространенному мнению, феи бывают не только женского, но и мужского рода. В большинстве европейских сказаний и легенд феи имеют крылья. Они перелетают с цветка на цветок, наслаждаются жизнью и, кажется, что они неспособны постоять за себя. На самом же деле феи и эльфы — храбрые воины, которые могут нагнать страху на врагов