Хогвартс-новая история...

Гарри Поттер: ангелы и бесы. Кто ты в душе? Новый Хогвартс.

Объявление


Что сейчас происходит в игре:

Прошу всех кто только что зарегистрировался перейти на новый форум. С этими же персонажами. Просто эта рола перезжает. Вот новй сайт. http://angel2007.mybb.ru/



Важное

Здесь будут вывешиватся все свежие новости школы."Важно особенно для новеньких"
Маг.Show Маг.Play "Congratulate" Маг.Speak "\Spd=150\\Rst\Привет." Маг.Play "Surprised" Маг.Speak "\Spd=150\\Rst\Пока." Маг.Play "Wave"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Магические предметы.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Святой Грааль

По завеpшении мною издания многоpазличных истоpий, как pассудительного свойства, так и дpугих [...], многие благоpодные джентельмены [...] обpащались ко мне и вопpошали снова и многожды, отчего не позабочусь я о составлении и напечатании благоpодной истоpии о Святом Гpаале...

Уильям Кэкстон, издатель
Англия, 1485 год
(Из Пpедисловия к пеpвому изданию книги
сэpа Томаса Мэлоpи "Смеpть Аpтуpа")

Каpл Густав Юнг неоднокpатно называл миф о Святом Гpаале величайшим мифом Сpедневековья.
Это спpаведливо - по многим пpичинам. Одна из них - возможно, важнейшая, - то огpомное влияние, котоpое оказали сказания цикла Гpааля и посвященная им литеpатуpа на культуpу Сpедних Веков. "Эта книга изгоняет из покоев госудаpей Библию!" - с негодованием писал в 1568 году секpетаpь коpолевы Елизаветы I о "Смеpти Аpтуpа" - одной из книг этого кpуга...

Появившись в Западной Европе оpиентиpовочно в XII веке, литеpатуpа о Святом Гpаале pазpасталась лавинообpазно; уже столетие спустя были созданы десятки поэм и pыцаpских pоманов о Гpаале; в конце XV века была опубликована знаменитейшая "Смеpть Аpтуpа" сэpа Томаса Мэлоpи... Влияние тpадиции Гpааля и Аpтуpа не огpаничилось Сpедневековьем: в Новое Вpемя появились новые pоманы, поэмы, пpекpасная музыка Вагнеpа. В XIX веке началось и буpное pазвитие исследований о Святом Гpаале и коpоле Аpтуpе; литеpатуpа эта множилась, пожалуй, еще быстpее, чем коpпус художественных пpоизведений...

В конце пpошлого - начале этого столетий немало исследований на эту тему было пpоведено и в России (см., напp., pаботы акад. А.В.Веселовского), однако после pеволюции тема Святого Гpааля оказалась, веpоятно, не слишком в чести, и публикаций о нем почти не было. Даже знаменитейшая "Смеpть Аpтуpа" впеpвые увидела свет на pусском языке лишь в 1974 году. Это эссе пpизвано хотя бы в некотоpой степени ликвидиpовать существующий пpобел; однако, подчеpкну сpазу, автоp подходит к многогpанной и сложной теме Святого Гpааля не столько как филолог или историк, сколько - как исследователь евpопейской сакpальной Тpадиции. И в этой связи необходимы некотоpые уточнения.

Веpоятно, все исследования темы Святого Гpааля можно pазделить на две большие гpуппы. Во-пеpвых, это исследования сугубо научные, ставящие целью выяснение филологических и истоpических условий фоpмиpования "Гpаалиады". Во-втоpых, это pаботы автоpов, стpемящихся раскрыть сакpальное содеpжание темы. Данное эссе пpинадлежит, несомненно, ко втоpой гpуппе.

Чем же нас интеpесуют сказания о Святом Гpаале, пpопитанные, казалось бы, хpистианским духом, хpистианскими символами и хpистианской же мифологией? Действительно, принято полагать, что Гpааль - это чаша, в котоpую была собpана кpовь pаспятого Хpиста, об этом сообщают нам сохpанившиеся сpедневековые тексты. Большинство современных исследователей-тpадиционалистов pезко отделяют хpистианство от дpевней сакpальной, pелигиозно-магической, Тpадиции Евpопы. Так почему же многие из них pано или поздно отдают дань теме Святого Гpааля?
Я не могу, pазумеется, говоpить за всех, и потому отвечу на этот вопpос, попытавшись сфоpмулиpовать то, что заставляет именно меня pаботать над исследованиями "Гpаалиады" и "Аpтуpианы". Итак, тому тpи пpичины.

Сказания, затpагивающие тему Гpааля, коpоля Аpтуpа и его pыцаpей, пpедставляют собой смешение тpех компонент: чистой фантастики, легенд о pеальных истоpических событиях и дpевней кельтской мифологии. Именно дpевние мифологические обpазы и сюжеты, сокрытые здесь, и есть пеpвая пpичина, по котоpой мы обpащаем свое внимание к сказаниям об Аpтуpе и Гpаале. Так, пpистально всмотpевшись, мы можем за обpазом копья, котоpым был пpонзен pаспятый Хpистос, увидеть дpугое Копье - Копье, котоpое стpаше этого на несколько тысячелетий. Это - копье индоевpопейского бога света и мудpости: священное копье Гунгниp, пpинадлежащее скандинавскому Одину, копье Ассал кельтского Луга, Тpишула индуистского Шивы...

Втоpое. Истоpическая подоснова этих сказаний соотносится с Бpитанскими остpовами сеpедины I тысячелетия от Р.Х., т.е. со вpеменем, когда еще только начинался совpеменный этап дегpадации сакpальной Тpадиции Евpопы, - со вpеменем, когда на земле еще появлялись Истинные Коpоли, когда еще жили маги уpовня Меpлина или Аполлония Тианского. Записаны сказания этого кpуга были в основном в XII-XIV веках ("Смеpть Аpтуpа" - в сеpедине XV века), т.е. во вpемена, когда характерный для pаннего Сpедневековью дух волшебства и истинного pыцаpства не был еще забыт и окончательно утpачен. Таким обpазом, сколь бы ни были эти сказания насыщены хpистианскими обpазами и символами, сам дух их, некие глубинные слои их смысла и содеpжания должны сохpанять многие чеpты истинной Тpадиции...

И действительно, в сказаниях этого кpуга, пусть даже записанных людьми, уже далекими от Тpадиции, сохpанилось очень многое. Возможно, это огpомная удача, что пеpеписчики тех вpемен уже не понимали смысла многих сюжетов и описаний, сохpаняя их пpосто как дань сказительской тpадиции: если бы некий монах-пеpеписчик в монастыpском скpиптоpии понимал тогда, что он пишет, многое, веpоятно, не дожило бы до наших дней.. Забегая впеpед, я позволю себе назвать кое-что из того огpомного богатства, котоpое содеpжат сказания этого кpуга: pеликты кельтских шаманских пpактик, указания на аpхаические технологии магических посвящений, ваpианты дpевнейших индоевpопейских языческих мифов...

И, наконец, тpетье. Мы можем сколь угодно долго спорить о соотношении христианского и традиционного в сказаниях о Граале, однако, независимо от того, кто мы есть - традиционалисты или христиане, - мы не можем не признать, что миф о поисках Святого Грааля захватил в первой трети текущего тысячелетия умы огромного числа просвещенных людей; более того, этот миф не угас и до сих пор продолжает тревожить наше воображение. Только ли одно воображение?..

...Я позволю себе не говорить много на эту тему. Просто процитирую К.Г.Юнга:

"Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы..."

Гластонберийская легенда:   Иосиф Аримафейский

...Иосиф Аримафейский, тот самый добрый рыцарь, что снял Господа нашего со святого креста...

Смерть Артура (Грааль, I.10)

Итак, Святой Грааль. Самое это имя (лат. Gradalis, старофранц. Graal; также Sangreal, "Святой Грааль") восходит, вероятно, к греческому краатер - так назывались большие сосуды для смешивания воды и вина. Существуют, правда, и другие версии: например, от Sang Real, "истинная кровь" (т.е. кровь Христа); или от Graduale (церковное песнопение)...

Легенда о Граале появилась в Британии; на рубеже XIX и XX веков происхождение ее было предметом больших споров в научной среде. Академик А.Н.Веселовский в опубликованной в 1900 году работе "Где сложилась легенда о Святом Грале?" коротко и четко сформулировал две основные гипотезы: "Для одних она [легенда о Граале - А.П.] - уэльсская[1] сказочная тема, к которой применились мотивы и имена христианских сказаний; для других она - развитие христианского апокрифа, обставившегося фантастическими подробностями народной уэльсской саги"[2].

Что же представляет собой эта легенда?

Прежде всего нужно отметить, что говоря "легенда о Святом Граале", мы подразумеваем отнюдь не рыцарские романы о поисках Грааля - это уже совсем другая тема. Здесь же имеется в виду легенда о том, как был обретен Грааль и как он попал в Британию.
В нашем распоряжении, фактически, находится всего три источника. Прежде всего, это упоминание Иосифа Аримафейского у британского хрониста Уильяма Мальмсберийского, работавшего во второй четверти XII века. Уильям, следуя некоей рукописи, повествует о том, как в 63 году от Р.Х. в Британию приходят ученики апостола Филиппа, предводительствуемые Иосифом из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Там, где во времена Уильяма находилось Гластонберийское аббатство, Иосиф строит первый на британской земле христианский храм, посвященный Богородице.

Разумеется, легенда, приводимая Уильямом - это такая же фикция, как и большинство подобных легенд, творившихся в средневековых монастырях для "удревления" собственной истории. Нам известно, что христианство проникает в Британию не раньше V века, и уж в любом случае нет никаких оснований предполагать, что на территории бенедиктинского монастыря в Гластонбери находился когда-либо христианский храм I века.

Второй источник - рукопись Grand Saint Graal, датируемая приблизительно концом XII века. Grand Saint Graal излагает интересующую нас легенду гораздо подробнее, и мы приведем здесь краткое ее содержание.

Главным героем легенды является все тот же Иосиф Аримафейский, который выступает здесь как хранитель чаши Тайной Вечери, совершившейся в доме Симона Прокаженного, т.е. сосуда, который послужил чашей причастия на первой литургии. В эту чашу Иосиф собирает кровь распятого Христа, после чего принимает крещение от апостола Филиппа. Следуя гласу свыше, Иосиф устраивает для священной чаши (которая и есть чаша Грааля) ковчег. Вместе со своим сыном, которого также зовут Иосиф, он проповедует христианство сначала на востоке, потом попадает в Британию, где строит, как уже было сказано у Уильяма Мальмсберийского, церковь Богородицы на месте будущего Гластонбери. Сын его становится первым епископом,. Грааль хранится на британской земле в роду Иосифа Аримафейского.

Историю, приведенную в Grand Saint Graal, повторяет в общих чертах третий источник - роман Робера де Боррона Joseph d'Arimathie, написанный в последней трети XII века[3].

Вернемся, однако, к вопросу о том, каково же происхождение этой легенды: восточное, христианское, или западное, языческое, но с элементами христианской символики. Как мы увидим далее, этот вопрос важен, и его решению А.Н.Веселовский посвятил упомянутую выше работу. Анализируя множество подробностей, приводимых в источниках, Веселовский приходит к однозначному выводу (с которым соглашается большинство современных ученых): легенда об Иосифе Аримафейском и прибытии Грааля в Британию имеет сугубо христианское происхождение.

Во-первых, легенда об Иосифе известна не только в Британии - существуют, например, ее грузинские (и другие восточные) эквиваленты[4]. Во всех вариантах четко указывается местность, где проповедует Иосиф - это Галилея и сирийский Диосполь; какие-либо намеки на Британию отсутствуют.

Во-вторых, Веселовскому удается элегантно обнажить совокупность случайных или намеренных искажений географических названий в теле легенды, которые и привели к замене Ближнего Востока на острова бриттов. Сравните, например: Bethanea (город Вифания) - в восточных варинтах легенды, но Britannia в гластонберийском.

В-третьих, нельзя не обратить внимание на своеобразный характер появления в Западной Европе текстов, посвященных Граалю: ни одного упоминания до тридцатых годов XII века и бурный расцвет Граалиады в течение следующего столетия...

Вывод Веселовского: "...в основе первой части Grand Saint Graal лежит какая-нибудь местная легенда о иудейско-христианской диаспоре в северной Месапотамии, легенда сирийская..."[5] Дата внезапного расцвета Граалиады в Европе практически однозначно указывает и на тот путь, которым легенда попала на Запад: как раз до середины XII века крестоносцы сохраняли господство в области Эдессы, где они могли познакомиться с легендой, чтобы затем принести ее домой, в Европу...

...С этим выводом сложно спорить. Да и не нужно. Нужно лишь обратить внимание на одну деталь, не представлявшую важности для исследования Веселовского, но более, чем существенную, для нас: в восточных вариантах легенды об Иосифе Аримафейском... нет Святого Грааля.

Священная чаша, обладающая могущественной магией, появляется в этой легенде уже в Британии.

Кельтские мифы:  Котел Перерождения

В Каэр Педрыван, четырежды вращающийся,
Мы пришли за Котлом Аннуна...

Талесин, Preiddeu Annwfn, VI век

Так; Святой Грааль, чудодейственная чаша, действительно появляется в этой легенде только в Британии. Разумеется, сами по себе отдельные представления о чаше Тайной Вечери, или о чаше, в которую была собрана кровь распятого Христа, - эти представления мы встречаем повсюду в христианском мире (например, в иконописных изображениях, где кровь Христа принимает в чашу олицетворенная Церковь или ангелы и т.д.). Но в собственно христианских легендах эта тема не получает дальнейшего развития, и уж тем более чаша эта нигде в канонических христианских источниках не получает имя Грааля и не становится могущественным предметом Силы...

И здесь мы сталкиваемся с культурным пластом, на тысячелетия более древним, чем христианская культура. Священная Чаша, внедрившаяся в Британии в занесенную крестоносцами легенду об Иосифе Аримафейском, - это Чаша Магии, или Магический Котел кельтских мифов. "Им владели боги и богини; он был выкраден и выкраден вновь. Сокрытый и найденный, он был центром бриттских мистерий..." - так писал о нем Джон Мэттьюз в своей работе "Традиция Грааля"[6]...

...Тот, кто знаком с морскими путешествиями, знаком и с совершенно особым ощущением, которое возникает, когда судно выходит из стесненной берегами бухты на кажущийся бесконечным простор открытого моря. Примерно такое же чуство охватывает исследователя, выбравшегося из узкого фьорда гластонберийской легенды на простор кельтской мифологии...

Котел - и как магический символ, и как реальный физический предмет, - действительно играл огромную роль в кельтской сакральной Традиции. Магический котел упоминается в огромном числе древних кельтских текстов (в том числе, - в текстах сакральных); с другой стороны, уже в Новое Время на европейских территориях, некогда занятых кельтами, в ходе археологических изысканий найдены десятки древних ритуальных котлов. Следуя известному закону традиционного мышления ("то, что внизу, как то, что вверху"), кельты переносили мифологический образ Котла в свои мистерии: Так делали боги, так теперь поступают люди...[7]. Словами М.Элиаде, "так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлении их могущества, он становится моделью для подражания при любом... проявлении человеческой активности"[8]...

Самым известным из кельтских магических котлов является, несомненно, знаменитый котел из Гундеструпа, найденный в болотах Северной Ютландии в 1891 году[9] и датируемый самое позднее концом II - началом I тысячелетия до Р.Х. Изготовленный из серебра, этот ритуальный сосуд представляет собой великолепный шедевр дрвенего искусства: его поверхность изукрашена искуснейшей работы рельефами, изображающими мифологические и ритуальные сцены.

Посмотрим, какие мифы связывались у кельтов с Магическим Котлом.

Прежде всего нужно отметить, что кельтская (валлийская - особенно) мифология в собственном смысле этого слова дошла до нас в виде многочисленных, но разрозненных обрывков. Это объясняется, с одной стороны, существованием у древних кельтов запрета на запись сакральных текстов (на то есть указания античных авторов), а с другой - влиянием рано появившегося на Британских островах христианства. Тем не менее, сохранилось многое: и отдельные мифологические тексты, и произведения раннесредневековых кельтских бардов (которые, по сути дела, являлись вместе с тем и магами, и отчасти священнослужителями) и, что не менее ценно, сохранился обширный и многообразный корпус кельтского эпоса и родственных ему древних кельтских волшебных сказок. В отличе от эпоса, например, скандинавского, ирландский и валлийский эпосы во многом мифологичны, т.е. представляют собой художественно обработанный сплав исторических преданий и собственно мифологии. Эти-то элементы мифологии в эпосе и в древних сказках нас сейчас и интересуют.

Мы обратимся к сказаниям, связанным со знаменитым валлийским бардом - Талесином[10], к которому еще не раз будем обращаться в этом эссе. Талесин, несомненно, историческое лицо; согласно Historia Brittonum ("История Бриттов") - британской хронике, составленной около 830 года[11], - Талесин жил и писал в Британии во второй половине VI века, т.е. во времена, непосредственно следующие за правлением короля Артура; некоторые источники называют Талесина сыном св.Хенуга. Талесину приписывается знаменитая Llyfr Taliesin ("Книга Талесина" - с валл.), составленная в XIV веке[12], но содержащая ряд стихотворных текстов, которые действительно могут принадлежать "перу" Талесина - и среди них две великолепные поэмы: Cad Goddeu (валл. "Битва Деревьев") и Preiddeu Annwfn (валл. "Сокровища Аннуна").

О Талесине рассказывает нам сказочно-эпическое повествование, древнейшие варианты которого существовали уже не позднее в XIV веке[13]. Обычно эта повесть разбивается на две части: "Гвион Бах, или История о Керидвене и волшебных каплях" и собственно "История Талесина". Вторая часть ближе к эпосу и представляет собой рассказ о юношеских деяниях барда. Зато первая часть гораздо ближе к мифу, к тексту мистериальному.

"История Талесина" начинается с того, что воины Эльфина сына Гвиддно короля Кередигиона[14], вылавливают на морском берегу маленький коракль - кельтскую лодочку, плетеную из ветвей и обтянутую кожей. В коракле находят они мальчика-младенца; когда же доставали его из лодочки, увидел Эльфин сын Гвиддно ярое сияние, облекавшее лоб ребенка, и потому назвал его Taliesin, что означает по-валлийски "Сияющий Лоб"...

"Гвион Бах..." хронологически предшествует этим событиям и повествует о том, как будущий великий бард оказался в море в маленьком коракле. Манускрипт, которому мы следуем, рассказывает об этом так:

В далекие дни, когда начал править в Британии король Артур, жил в землях, что зовутся сейчас Пенллин, знатный человек по имени Тэдиг Фоэль. Наследственным владением его были воды, что зовутся Ллин Тэдиг.
И был он женат на женщине по имени Керидвена; она же была волшебница и владела тремя искусствами: магией, чарованием и прорицанием...[15]
Далее мы узнаем, что у чародейки был сын, именем Морвран (валл. Morwran, "Черный Ворон"), и был он "угрюм и ужасен видом, как сама тьма". Понимая, что с его внешностью и характером не сможет сын ее войти в общество благородных людей, владык и магов, решила Керидвена сделать его великим бардом: ведь для барда главное - его искусство, а не прочие качества. И можно было превратить любого человека в великого барда с помощью волшебного котла,используя силу особых трав и человеческое умение. Вот что нужно было для этого сделать: найти и собрать определенные травы в определенный день и час, опустить их в котел с водой, и поставить этот котел на огонь. И должен этот котел кипеть день и ночь в течении года и одного дня. В последний день выпрыгнут из котла три капли, хранящие все силы многих трав, и тот, на кого эти капли попадут, станет тотчас искушен во многих искусствах и наполнен духом пророчества. А варево, оставшееся после того в котле, будет самым сильным ядом, какой только может быть на земле. И от силы этого яда закричит и расколется котел, и прольется яд на землю...

Два древних мифа слиты воедино в этом сказании. Первый - это индоевропейский миф о Мёде Поэзии, который мы можем встретить, например, в скандинавской (Одрёрир, досл. "Приводящий-Дух-в-Движение", священный мёд бога Одина) или в славянской Традициях[16]. А второй - это миф о кельтский Магическом Котле, дарующем Силу и Перерождение...

...И вот Керидвена собрала нужные травы и сложила их в огромный котел. Когда собиралась она ставить его на огонь, оказался неподалеку старый слепой человек, которого за руку вел мальчишка. Недолго думая, Керидвена наняла их обоих: слепца - ворочать котел, а мальчика - чтобы в течении года и одного дня поддерживать под ним огонь. Сама же она мешала варево в котле и следила за тем, чтобы не выкипела из него вся вода.
Никто не знает, как звали того слепого человека, и кем он был, - да это и не важно. Мальчика же звали Гвион Бах, что значит "Маленький Гвион".
Прошел год, и ни разу за это время не погас под котлом огонь, и ни разу не выкипела из него вся вода. Наконец, наступил последний день, когда три волшебные капли должны были выплеснуться из котла. Привела Керидвена Морврана, своего сына, к котлу и поставила его у огня, дабы попали на него те капли. Сама же волшебница прилегла в сторонке немножко отдохнуть.
И случилось так, что проспала она долгожданный момент. Выплеснулись из котла три волшебные капли, но упали не на Морврана, а на Гвиона, который нечаянно столкнул с места сына волшебницы, когда подкладывал в огонь свежие дрова. Котел громко вскрикнул и раскололся от силы оставшегося в нем страшного яда. Все варево пролилось на землю, и пропали долгие труды Керидвены.
Проснулась тогда Керидвена и, увидев, что котел разбился, обрадовалась, думая, что все случилось, как она хотела. И принялась она спрашивать о разном своего сына, чтобы проверить, насколько велика стала его мудрость.
Гвион же, как только коснулись его чудесные капли, ощутил в себе что-то необычное. И обнаружил он, что знает обо всем, что здесь произошло: и о том, что за травы варила Керидвена, и о волшебных свойствах попавших на него капель. И о том, что скоро поймет Керидвена, что к чему, и ужасна будет месть волшебницы за то, что отнял мальчик дар, предназначенный ее сыну...
Тогда убежал Гвион прочь от котла; чародейка же, когда поняла, что сын ее ничуть не изменился, бросилась за ним в погоню. И догнав, она проглотила мальчика, и, как говорит сказание, "девять месяцев носила его в себе". По истечении этого срока Керидвена родила мальчика "обратно", но, чувствуя, что не может убить его, положила его в коракль и бросила в море...

Что было дальше, мы уже знаем из "Истории Талесина".

Главное сакральное содержание "Гвиона, или Истроии о волшебных каплях" - это трансформация, Перерождение, которое претерпевает мальчик, превратившийся в великого барда в результате "столкновения" с волшебным котлом и его содержимым. Позже мы еще не раз вернемся к этой теме, поскольку Перерождение (Второе Рождение, как в мифах арийского Востока, если угодно) - это основное содержание мифа о Священном Котле. Пока же нам требуется другое - показать связь со Святым Граалем: священная чаша Grand Saint Graal также обладает свойством не только исцелять душевные и физические раны, но преображать человека, ее узревшего...

...Упоминания о Котле Перерождения можно обнаружить во многих средневековых кельтских текстах, хотя иногда образ его утрачивает часть своего изначального сакрального смысла. Любопытно, что этот образ можно встретить не только у кельтов. Мы видим, например, этот Котел (точнее - Котлы, в данном случае) у... П.П.Ершова в "Коньке-Горбунке", написанном по мотивам народных русских сказок:

Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул.
На конька Иван взглянул
И в котел тот час нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать...

А завершить этот раздел мне хотелось бы примером, взятым, что называется, "из жизни".

В Оррисдале (остров Мэн), неподалеку от Кёрк Малев, есть большой округлый холм-курган, из тех, что скрывают обычно захоронения князей и знатных воинов. Согласно местному преданию, этот курган в давние времена был излюбленным местом эльфов: здесь они собирали свои пиры, во время которых пускали по кругу серебряную чашу с колдовским напитком.
Эта волшебная чаша долгое время хранилась в церкви Кёрк Малев, где оказалась она следующим образом.
Однажды ночью - это было во времена не столь уж отдаленные - некий путник проходил этими местами, и дорога его пролегла мимо кругана. И вот со страхом увидел путник эльфов, собравшихся на вершине. Эльфы тоже заметили его и окликнули. Тот человек не смог противиться эльфийским чарам и подошел к ним, и тогда эльфы предложили ему испить из их чаши. Но путник считал, что достаточно знает об эльфах нехорошего, и взяв чашу, предпочел потихоньку вылить питье на землю.
Ночь прошла, и эльфы исчезли, а вместе с ними - и всё, что было на их пиру. Осталась лишь серебряная чаша, которую тот человек держал в руках. Так он и встретил рассвет - один, у холма, с волшебной чашей эльфов.
И когда поднялось солнце, отправился он к священнику Кёрк Малев, рассказал ему обо всем, что случилось ночью, и спросил, как поступить с чашей. Ответил ему священник, что лучше всего было бы пожертвовать чашу храму. Так и сделал тот путник, а священник освятил чашу по христианским обрядам. С тех пор чаша хранилась в храме и использовалась иногда местными священниками...

...Однако и после освящения волшебство чаши, как говорят местные старожилы, мог ощутить каждый, кто осмеливался ее коснуться. А в 1774 году Георг Вальдрон написал в своей "Истории Острова Мэн"[17]: "Свидетельствуют разные люди об одной чаше в Кёрк Малев, будто перестали ее использовать, когда заметили, что все выпившие из нее становятся позднее помешанными..."

Не правда ли, снова немножко похоже на Ершова, у которого вослед за Иваном решается испытать силу Котла престарелый и несколько туповатый царь. Помните: "бух в котел - и там сварился"?

Что ж, кесарю - кесарево...

Место Смерти... ...Место Рождения

Плачь - мы уходим отсюда - плачь!
Небеса в ледяной круговерти;
Только ветер сияния - плачь:
Ничего нет прекраснее Смерти...

Сергей Калугин, Nigredo

Средневековые романы о поисках Святого Грааля в символической своей сути восходят к кельтским сказаниям о поисках Магического Котла. И здесь мы снова вернемся к Талесину, а именно - к его поэме Preiddeu Annwfn, т.е. "Сокровища Аннуна" или, точнее, - "[Драгоценная] Добыча [принесенная из] Аннуна".

Тема - не сюжет, а именно тема, - поэмы повторяет тему рыцарских романов о поисках Святого Грааля. Ведомый королем Артуром отряд героев путешествует в Аннун в поисках Магического Котла, принадлежащего Аравну, королю Аннуна. Проходя последовательно семь уровней, которые охраняются замками (имена которых: Caer Siddi, Caer Rigor, Caer Feddwyd, Caer Pedryfan, Caer Goludd, Caer Ochren), Артур и его люди похищают Котел и возвращаются с ним во внешний мир.

Сам Талесин так описывает это путешествие:

Прекрасной была тюрьма Гвэйра в Каэр Сидди
Как завещали Пуйлл и Придери[18];
Никто не был сослан туда до него.
Тяжелая синяя цепь хранила юность,
И перед грабежом Аннуна печально он пел;
До тех пор, пока, освобожденный, не продолжит он свою песнь.
Три раза всю полноту Придвен[19] мы прошли -
Исключая семерых, никто не вернулся из Каэр Сидди.
В Каэр Педрыван, четырежды вращающийся,
Мы пришли за Котлом Аннуна
С жемчужным гребнем по краю.
Девяти девиц дыханьем был он согрет,
И не будет в нем сварена пища для труса.
Перед вратами Ада были зажжены огни,
Когда мы шли с Артуром, ради прекрасной попытки;
Исключая семерых, никто не вернулся из Каэр Вэддвид...[20]

Итак, Магический Котел, он же - Святой Грааль, находится в Аннуне. Что это за место?

В 1862 году в Великобритании Д.Дж.Родериком было опубликовано принадлежащее перу Йоло Морганнуга собрание текстов валлийских бардов, озаглавленное "Barddas"[21]. Помимо всего прочего, Барддас содержит и знаменитые "Триады Бардов", где есть строки, касающиеся интересующей нас темы:

Три вещи, необходимые для всего, что живо: рождение в Аннуне, рост в Абреде и полнота на небесах, то есть в круге Гвинвид; ничто не существует вне этих трех вещей, кроме Бога.

Образ Аннуна в кельтской (конкретно - валлийской) Традиции - это очень сложная тема. Аннун - это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где есть только Смерть, но где рождается все живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей - Аваллон...

Иной Мир - центральный символ кельтской сакральной Традиции, ее сердце. Вот куда ведут нас поиски Святого Грааля. Дорогу сюда, в Иной Мир, ищут рыцари Короля Артура, сюда ведет своих людей Талесин. Потому что именно здесь, в Ином Мире, находится то место, где сокрыт священный Котел Грааля. Три вещи, необходимые для всего, что живо: рождение в Аннуне... Рождение... Не там ли, где происходит рождение, становится возможным и Перерождение?..

Перерождение в Мире Смерти... Вспомните, мальчик Гвион должен был умереть, поглощенный чародейкой Керидвеной, чтобы в мир пришел Талесин - величайший из бардов Уэльса... Старое должно умереть, чтобы освободить место новому - основной принцип традиционного Посвящения. Именно поэтому странствия в поисках новой жизни, нового рождения ведут нас в Смерть...

Рождение и Смерть - понятия эти неразрывно слиты в Нордической Традиции. На Руси именно так - Смородина - называлась река, отделяющая мир Мертвых от мира Живых; две древнейшие индоевропейские основы - mor, "смерть", и rod, "рождать", - связаны в этом имени воедино. Сюда, к реке Смородине, приходит в поисках Посвящения герой в сказке о Бое на Калиновом Мосту, чтобы встретить свою Смерть в образе Вия и, прожив ее, вернуться преображенным[22]...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1]Уэльс - большой полуостров на западе Британии, населенный кельтским народом кимров, или валлийцев. Именно в Уэльсе, согласно большинству сказаний, находилось королевство Артура.

[2]А.Н.Веселовский. Где сложилась легенда о Святом Грале? СПб., 1900. (Не так давно эта небольшая работа была переиздана в качестве приложения к "Смерти Артура" в кн.: Томас Мэлори. Смерть Артура. В 3 тт. М., 1991.)

[3]Сюжет де Боррона имеет некоторые отличия от фабулы Grand Saint Graal, но здесь для нас большого значения это не имеет.

[4]См.: Хаканов. Очерки по истории грузинской словесности. М., 1897.

[5]А.Н.Веселовский. Где сложилась легенда...

[6]J.Matthews. The Elements of the Grail Tradition. Shaftesbury, 1990.

[7]Taittiriya Brahmana, I.5, 9, 4.

[8]M.Eliade. Aspects du mythe, Paris, 1963

[9]G.S.Olmsted. The Gundestrup Cauldron. Bru., 1979.

[10]Подборку этих текстов см. в изданной нами несколько ранее книге: Волшебные сказки и предания кельтов. Кн.1, Уэльс и Корнуолл: Сказания Красного Дракона. Под. ред. А.В.Платова. М., 1996.

[11]См.: B.Maier. Dictionary of Celtic Religion and Culture. Woodbridge, 1997.

[12]Publ. in: J.G.Evans. Faximile and Text of the Book of Taliesin. Llanbedrog, 1910. See also: H.Jarman. The Cynfeirdd. Cardiff, 1981.

[13]The Mabinogi and other Medieval Welsh Tales. Translated by P.K.Ford. Berkley, Los Angeles, London, 1977.

[14]Кередигион - одно из королевств древнего Уэльса.

[15]Здесь и далее все цитаты из данного манускрипта приводятся по английскому изданию П.К.Форда: The Mabinogi...

[16]Подробнее см.: А.В.Платов. Магические Искусства Древней Европы. М., 1998.

[17]Цит. по: M.Alexander. British Folklore, Myths and Legends. L., 1982.

[18]Пуйлл и Придери - валлийские вожди королевского рода, жившие, согласно сказаниям, несколько раньше короля Артура. И тот, и другой имели опыт путешествий в Аннун.

[19]Придвен (валл. Prydwenn) - имя волшебного корабля, принадлежавшего Артуру, а также - символическое имя Британии (валл. Prydeinn).

[20]Цит. по английской реконструкции Дж.Мэттьюза и М.Грина: J.Mattews & M.Green. The Grail Seekers Companion. Aquarian Press, 1988.

[21]Barddas. Ed. by D.J.Roderic. L., 1862.

[22]А.Платов. Бой на Калиновом Мосту, или Прогулка тропою Мертвых//Мифы и магия индоевропейцев, вып.5, 1997.

2

Магические Зеркала:

Зеркалами их называли из-за свойства отражать окружающую действительность, но в отличие от обычных зеркал, в магических можно было увидеть не только настоящее, но и прошлое и будущее. В принципе, для магического зеркала подходит любая ровная поверхность, поэтому обычное зеркало не такой уж плохой вариант. Широкое распространение магические зеркала получили для демонстрации событий тем, кто не имеет дара ясновидения или других магических способностей.

Магические зеркала могли быть любых размеров: и с тарелку и с человеческий рост, но их магические свойства от размера не зависели. А свойства были потрясающие. В те времена не было телевизоров, скрытых видеокамер, датчиков слежения и т.д. и магические зеркала все это успешно заменяли. В зеркале, как в телевизоре, отражались происходящие события, и магу не нужно было покидать свое место, чтобы знать, что происходит в мире. С помощью зеркала можно было только видеть, но не слышать и участвовать в происходящем. Таким образом, маг оставался лишь сторонним наблюдателем и для того, чтобы вмешаться ему приходилось использовать другие средства.

С помощью магических зеркал можно было:

* увидеть, что сейчас происходит в каком-то месте;
* следить за каким-то конкретным человеком (где он находится, что делает);
* увидеть чье-то прошлое или будущее.

Управлялись магические зеркала чаще всего голосовыми командами и для отображения конкретного объекта требовали конкретных указаний.

Иногда в зеркала заключались так называемые “демоны”. Так называли бестелесных и невидимых обычным зрением существ, которые облегчали управление магическим зеркалом и могли общаться с его владельцем.

Еще одним оригинальным применением магических зеркал была маскировка потайных ходов и порталов в другие места или миры. Для этого использовались зеркала в полный рост вмонтированные в стену помещения. Постоянное местоположение зеркал позволяло иметь точные координаты для создания портала и не бояться выскочить из него в своей комнате где-нибудь в середине стола. Бывали моменты, когда через такие зеркала-порталы проникали существа из других миров. Наверно поэтому пошли разговоры об опасности зеркал. Защитой от существ, периодически появляющихся из зеркал-порталов являются аналогичные зеркала-порталы, установленные напротив и настроенные в это же место (мир) или другое. В таком случае возможны два варианта:

1. в первом случае существо встречается само с собой и взаимоуничтожается;
2. во втором случае существо, выходя из одного портала, сразу попадает во второй, и оказывается в другом месте. А уж каким окажется это “другое место” зависит от вашей кровожадности.

Магическим зеркалом еще называют один прием боевой магии, который заключается в следующем:

Какой-то объект (маг, строение) или территория как бы закрываются невидимым щитом, который защищает от магического воздействия, и отражает любые боевые заклинания, направленные в его сторону, обращая их против нанесшего удар. Часто магическое зеркало используют вместе с силовым щитом, предохраняющим от физического нападения. Зеркало может не просто отражать удар, но и усиливать его действие. Если оба противника владеют заклинанием зеркала, то они словно теннисисты отбрасывают заклинание друг другу, попутно накачивая его дополнительной энергией. После достижения энергией заклинания критического уровня, превышающего энергию щита защиты одного из противников, она пробивает щит и обрушивается на мага.

При условии применением противником магического зеркала у вас есть как минимум два варианта:

1) Играть с противником в “теннис” до достижения энергией заклинания предкритического уровня, т.е. еще два удара и ваш щит не выдержит. На предпоследнем ударе измените форму магического зеркала так, чтобы получилось фокусирующее зеркало. В этом случае энергия заклинания сфокусируется в одной точке и, скорее всего, пробьет защиту противника.

2) Примените к противнику не боевое заклинание (иллюзия, провалы земли и т.д.). Можно использовать многочисленные заклинания мелкие, не опасные, но доставляющие противнику определенные неприятности. (Поносом противника не убьешь, но вы попробуйте сражаться с больным животом). Если это и не поможет, то, по крайней мере, заставит противника тратить энергию на противодействие. Чем больше энергии он потратит, тем легче вам будет с ним
справиться

3

Волшебный меч:

Честно говоря, маги не носят мечи. Зачем тебе меч, когда ты сам по себе оружие? Но для людей, да и иногда для себя, делают мечи. Дело только в том, что самые известные мечи делали не люди, а гномы или эльфы. Меч делается из чистого (возможно метеоритного) железа с добавлением других материалов. Необходимым элементом меча против нечисти является настоящее серебро (белое золото) – это не то серебро, которое используется для украшений. При изготовлении меча произносятся различные заклинания: для постоянной остроты оружия, против ржавления, повышающие твердость, гибкость, стойкость к внешним воздействиям, разрушающие нечисть одним прикосновением меча, защищающие от другой магии, делающие меч способным самому выбирать хозяина, светиться при приближении нечисти и т.д. Изготовление меча долгий процесс работы нескольких существ. На лезвие меча можно заметить руны – написанные значками заклинания, ставшие впоследствии для нас просто узором. Сегодняшние дамасские клинки и булатные мечи – являются потомками тех знаменитых мечей. Они такие же острые, гибкие, легкие, но лишены волшебства.

Многие полагают, что меч – это просто кусок железа и все их отличия лишь в том, что одни длиннее - другие короче, одни тяжелее - другие легче, одни острые - другие тупые. Волшебные мечи сугубо индивидуальны. Каждый меч имеет свое имя и свой "характер". К выбору меча нужно подходить со всей ответственностью ведь возможно ты выбираешь свою жизнь или смерть. «У каждого хорошего меча - свой дух. Когда рыцарь выбирает меч, он не только взвешивает клинок, машет им во все стороны, проверяет на излом. То есть, все это он обязан сделать, но если он не полный дурак, то он должен взяться за рукоять и просто, молча, в тишине, подержать его и послушать. И если меч откликается - это его меч. Ведь выбираешь друга, с которым у вас в бою и победе равный вклад. Говорят... - тут он пожал плечами, - меч - это как женщина. Какая-то и на дух тебе не нужна. Какую-то ты можешь взять, потому что никого более подходящего рядом нет, а тебе кто-то нужен. А какая-то вдруг, непонятно отчего, становится единственной. Легенды говорят, что из-за хорошего меча убивали, как из-за женской любви. Но, опять же, если, убив хозяина, ты завладеешь его верным мечом, он отомстит. Он станет коварен и лжив, он затаится и будет ждать, когда настанет удобный момент для предательства. Вот такая это штука".

Меч становится волшебным только после наложения на него заклинаний. Заклинания накладываются в момент изготовления меча или на уже после его изготовления. (В принципе любой меч, как и любой предмет, можно сделать волшебным, в этом случае его возможности ограничиваются только применяемыми заклинаниями). При изготовлении меча кроме заклинаний в материал меча вносятся специальные добавки, которые имеют такие же свойства, что и комбинации различных заклинаний. Например, добавляют настоящее серебро, которое без всяких заклинаний само по себе разрушает тела различных существ. Эта добавка позволяет не накладывать на меч множества заклинаний, дающих тот же эффект. В магии есть свои законы, и один из них: «Если можешь обойтись без магии – обходись без нее». Звучит парадоксально, но факт. Известно, что превышение использования магической энергии может привести к необратимым последствиям, да и чем выше сложность заклинания, тем больше знаний, силы и внимательности требуется от мага при совершении заклинания, тем опасней становится ошибка. Если сложнейшее заклинание можно заменить добавлением пары щепоток какого-то порошка, то, конечно, чаще всего накладывать заклинания предпочитают именно в момент создания предмета.

При изготовлении меча заклинания накладываются слоями по мере того, как изготавливается сам меч. Они составляют с мечом единое целое, а не какую-то оболочку, которую потом можно безболезненно скинуть. В результате этого разрушить заклинания, заложенные в меч, можно только уничтожив сам меч. Заклинания, вложенные в меч, могут быть такими сильными и сложными, что их снятие приводит не только к разрушению меча, но и к смерти, как владельца меча, так и мага, снимающего заклинания.

При наложении заклинаний на уже изготовленный меч происходит перестройка структуры меча, т.е. в ткань меча вплетаются нити заклинания. Результат получается практически такой же, как и при наложении заклинаний в момент изготовления меча.

Какие именно заклинания накладываются на меч говорить бессмысленно, т.к. могут быть использованы любые, которые покажутся вам подходящими в данном случае. Хотя существует некоторый типовой набор заклинаний, который используют чаще всего. О нем и поговорим.

Обычно такой набор состоит из заклинаний четырех типов:

1.

Боевые (наносящие урон противнику);
2.

Связывающие меч и его владельца друг с другом;
3.

Индивидуальности (позволяют мечу действовать самостоятельно и иметь свой «характер»);
4.

Дополнительные (сторожевые, предохраняющие и т.д.).

1. Боевые – это заклинания ориентированные на разрушение тела определенных существ или его энергетического связующего. Комбинация физических и магических свойств меча позволяет ему не только разрубать тела различных существ, но и с таким же успехом уничтожать существа, не имеющих физического тела (духи, демоны и т.д.). В последнем случае разрушается энергетическая связующая такого существа, и оно распадается на энергетические сгустки, в последствии рассасываемые окружающей энергией.

Меч разрушает тело, но не душу. Уничтожать душу человека нет необходимости. Во-первых, прежде чем она воплотиться в новом теле пройдет какое-то иногда довольно продолжительное время, во-вторых, душа воплощенная в новом теле не помнит о своей предыдущей жизни, следовательно, это будет совсем другой человек. С существами из других миров обстоит все по-другому. У них при разрушении тела душа способна сразу же воплощаться в любом ближайшем теле. Поэтому просто уничтожением тела их не убьешь. Для обезвреживания таких существ волшебный меч наделяют свойством «похитителя душ», т.е. он не только разрушает тело-носитель, но и поглощает в себя душу существа, тем самым не давая ей воплотиться в новом теле. Поглощенные души не куда не исчезают и находятся в самом мече так же, как и в «камне душ». На некоторое не продолжительное время меч может освободить захваченную душу в тело владельца меча. Здесь владельцу меча очень важно не потерять контроль над своим телом и не дать освобожденной душе взять власть над собой.

2. Связывающие меч и владельца друг с другом – это заклинание Истинного владельца. На самом деле это комбинация различных заклинаний. Смысл его в том, что данным мечом может воспользоваться только его настоящий владелец, а не тот, кто взял его в руки. В руках врага меч может работать по-разному. Или он останется просто железкой без магии, или вернется к настоящему владельцу, или попытается уничтожить не имеющего права его брать. Именно поэтому существует правило, которое запрещает использовать магическое оружие врага. Настоящему владельцу заклинание Истинного владения позволяет всегда иметь меч под рукой. Магический меч можно отобрать, потерять, украсть, но он всегда возвращается к своему владельцу. Способы действия этого заклинания похожи на те, которые использует сами маги для управления развитием событий. Это воздействие на окружающую действительность с целью выбора тех вариантов развития событий, которые в конечном итоге приведут меч к его хозяину. Рассмотрим действие заклинания на примере. Допустим, меч отобрали у его владельца. Тогда меч внушает окружающим людям, что его нужно срочно отнести к владельцу или положить в такое-то место. Причем объект внушения считает, что это его собственные мысли. Избавиться от внушения можно контрозаклинанием, да и то если знаешь или предполагаешь такое воздействие. В результате владелец меча в один прекрасный момент обнаруживает свой меч находящимся рядом с собой. Закапывание меча не спасает от действия заклинания. Просто в этом случае происходит небольшое локальное землетрясение, которое выбрасывает меч на поверхность, а дальше по предыдущему сценарию.

Другой вариант заклинания Истинного владельца позволяет мечу самому переноситься в то место, где находится его владелец. Происходит это следующим образом: меч исчезает из того места, где сейчас находится, и появляется уже в том, где находится его владелец. Принцип действия переноса следующий: текущее местонахождение меча становится единственным во всем мире местом, где он не может находиться, и, соответственно, место нахождения владельца меча становится единственным местом во всем мире, где меч может находиться. Словно воздух стремящийся проникнуть в область с меньшим давлением, меч втягивается в воронку реальности и оказывается уже в нужном месте. В этом случае система приходит в состояние покоя.

Передача волшебного меча от одного владельца другому происходит по-разному. В одних случаях новому владельцу требуется поклясться перед прежним владельцем, что он не осквернит славы меча и продолжит начатое дело. В других случаях меч новому владельцу попадается «случайно». В третьих, меч сам мысленно обращается к своему потенциальному владельцу с просьбой забрать его с собой (на такое способны только очень могущественные артефакты). В соответствии с этим возможна передача меча от одного владельца другому или же новым владельцем становится тот, кто первым после потери мечом предыдущего владельца возьмет меч в руки.

Найти подходящего владельца волшебному мечу бывает очень трудно. Порой приходится ждать не одну сотню лет. Но для того, кто вечен, время не имеет значения.

3. Индивидуальности – это заклинания, придающие мечу своеобразную индивидуальность. В отдельных случаях меч может взять управление боем на себя, предоставив своему владельцу играть только направляющую роль. Данное заклятие необходимо, если владелец меча не достаточно хорошо умеет им управлять, или его противник сражается в другом слое реальности. Тогда каким бы мастером человек не был, он не в состоянии самостоятельно отразить удары противника. Для него они слишком быстрые. Здесь ему и поможет меч. Владелец лишь держит меч, который самостоятельно движется в другом слое реальности, отражает удары противника и наносит свои.

Комбинацию заклинаний, заставляющих меч в разных ситуациях реагировать по-разному, иногда еще называют «характером меча». В соответствии со своим «характером» меч может отказываться убивать определенных существ, и наоборот стараться убить того, кто, не будучи владельцем меча, взял его в руки. Некоторые искренне полагают, что это они выбирают меч, а не меч выбирает их.

Не все волшебные мечи являются добровольными слугами своих владельцев. Некоторые из них обладают столь сильной индивидуальностью, что используют владельца меча в своих интересах или стараются взять над ним полный контроль, чтобы теперь человек стал рабом меча, а не наоборот. Что же, у каждого свои недостатки. Такими мечами может пользоваться только тот, кто является личностью настолько сильной, что способен контролировать меч.

4. Дополнительные – это заклинания напрямую не связанные с уничтожением противника, но необходимые для функционирования меча и выживания его владельца. Ибо главное назначение меча – это не возможность хорошо убивать, а сохранить жизнь человеку.

Из дополнительных заклинаний часто используют:

1.

охранные – через излучение мечом света, звука или его вибрации владелец меча узнает о приближающейся опасности;
2.

предохраняющие – защищают меч от старения, разрушения, увеличивают гибкость и остроту лезвия.

В конец рукоятки меча иногда монтируются кристалл разного цвета. В обычных мечах кристалл несет лишь декоративные функции. В волшебных мечах он является собственным энергетическим источником или талисманом (амулетом). Энергия из этого источника идет на выполнение заклинаний, заложенных в меч, или на энергетическую подпитку владельца. Люди часто интересуются: «Откуда в таком маленьком камне такое огромное количество энергии?» Ответ прост. Камень пользуется энергией того места, где он был взят. И если это место само по себе является мощным энергетическим источником, то и возможности кристалла становятся поистине безграничными